Мы поддерживаем объявленное, по инициативе Президента РФ В.В.Путина, внесение поправок в Конституции Российской Федерации, и считаем, что от ее результатов во многом будет зависеть весь ход дальнейшего развития России, ее государственный и территориальный суверенитет, наше многонациональное сплочение.
Ключевая проблема государственного развития, всего социально-экономического и национально-культурного развития страны, многонационального единства – отсутствие упоминания о русском народе в Конституции, определения его государственно-правового статуса, ответственности России за изначально создавшей её народ. Как следствие, русский народ продолжает проживать в родном государстве «на общественных началах», и только за последнюю четверть века потерял внутри страны, - около 10 миллионов человек и 25 миллионов – в ближнем зарубежье, и этот процесс продолжается, его необходимо остановить, прежде всего, конституционным, законодательным путем.
Предлагаемые поправки не решат в полном объеме, все вопросы государственно-правового положения русского народа в Российской Федерации, но позволят, укрепить полноправную, без исключений, многонациональную российскую нацию, в основе которой – союз народов, исторически объединенный русским народом.
Характер и формулировки предлагаемых поправок, во многом зависят, от ограниченного, для их внесения - выбора места в Конституции. Это: преамбула, которая, хотя и не наделена юридической силой, но содержит весь комплекс исторических, национально-культурных, мировоззренческих установок, задающих общегражданскую направленность всей Конституции, и главы 3-8 Конституции.
Предлагаем только некоторые, но ключевые, поправки в Конституцию, в части, касающейся русского народа, по которым, безусловно, будут судить не только о Конституции и отношении государства к русскому народу, но и о современной Российской Федерации в целом.
1.Преамбула.
В предложение: «сохраняя исторически сложившееся государственное единство» включить слова – «благодаря объединяющей роли русского народа» и, таким образом, данное предложение будет выглядеть так: «сохраняя исторически сложившееся, благодаря объединяющей роли русского народа, государственное единство», далее – по тексту.
Термин «благодаря объединяющей роли русского народа» содержится в Ст.11 Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, введенной в действие Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 года N 1666 (с изменениями на 6 декабря 2018 года), и не требует дополнительных комментариев.
Второе предложение в Преамбулу: после слов «веру в добро и справедливость», записать: «традиционные национально-культурные ценности», что в полной мере соответствует многонациональному достоянию народов России.
С учетом данных предложений, Преамбула будет выглядеть следующим образом:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся, благодаря объединяющей роли русского народа, государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, традиционные национально-культурные ценности, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
2.Поправки в Статьи 71 и 72.
Поправки касаются взаимоотношения государства и русского народа.
Так, в Статье 71 говорится, что «В ведении Российской Федерации находятся:
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств».
А в Статье 72 отмечается, что «В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон».
Предлагается. после слов «защита прав национальных меньшинств» в пункте в) Статьи 71 и пункте б) статьи 72 добавить слова: «и национального большинства».
Данные Статьи, таким образом, будут выглядеть так:
Статья 71: - «В ведении Российской Федерации находятся:
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств, национального большинства».
Статья 72: - «В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств, национального большинства; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон».
3.Дополнение в Статью 71
В Статье 26 (пункт 1) Конституции, говорится: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности». Данное положение проявляется в системном единстве с содержащимися в абз. 1 преамбулы и ч. 1 ст. 3 Конституции положениями о многонациональном народе РФ, где каждый из его составляющих индивидуумов имеет свою национальность (принадлежит к национальности) и может - в соответствии с конституционно признанными возможностями - ее определять и указывать.
На практике, в частности, в Паспорте гражданина Российской Федерации, однако, применяется только вторая часть пункта, («никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности»), а в праве каждого «определять и указывать свою национальную принадлежность», все годы действия Конституции, откровенно отказано. И это не смотря на то, что право человека и гражданина на национальное самоопределение вытекает из гарантий, закрепленных статьей 2 Всеобщей декларации прав человека, является составной частью прав человека, а в Стратегии государственной национальной политики РФ, в п. 21_1. «Основные направления государственной национальной политики Российской Федерации», п.б) ставится задача «сохранения условий для свободного определения гражданами своей национальной принадлежности».
Данные положения имеют непосредственное отношение к Статье 71, где говорится, что «В ведении Российской Федерации находятся: п.в): «регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; о регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина».
Предлагается, после п.б) данной Статьи 71, добавить новый пункт г): «Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации является Паспорт Гражданина Российской Федерации, с включением в него отдельной графы о национальной принадлежности, заполняемой в соответствии со Ст.26, п.1 Конституции, а так же других данных».
Включение данного положения позволит, в последующем законодательно закрепить право определять и указывать свою национальную принадлежность в целом ряде других документах.
4. Дополнение в ст. 68 п.1,
В ст. 68 п.1 Конституции говорится: «Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык». Но это не охватывает все сферы использования русского языка и его защиту государством, она гораздо шире. В частности, Российская Федерация подписала модельный Закон СНГ «О языках» (постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ N 24-6 от 4 декабря 2004 года), который определяет принципы использования языков в официальных сферах в государствах - участниках СНГ и направлен на защиту и поддержку всех языков, функционирующих в государствах Содружества, следовательного и русского языка. При этом, защита использования русского языка в международных организациях, так же обязанность России, как государства.
Предлагается, Статью 68 п.1 добавить следующим положением: «Русский язык используется в качестве родного языка русского народа и всех, кто считает его родным, языка межнационального общения народов России, народов стран Содружества Независимых Государств и международных организаций». И. в этом случае, данная Статья примет полный, охватывающий все сферы использования русского языка, характер.
Ст. 68 п.1, соответственно, будет следующей:
«Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
Русский язык используется в качестве родного языка русского народа и всех, кто считает его родным; языка межнационального общения народов России, народов стран Содружества Независимых Государств и международных организаций».
В случае принятия данных предложений, будет решена одна из ключевых проблем государственного строительства: в Конституции, наряду с «национальными меньшинствами» и «коренными малочисленными народами», будет сказано и о «русском народе», что позволит создать более прочную, без исключений, многонациональную российскую нацию.