1 июля состоится общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ.
Основной закон является тем мощным правовым фундаментом, на котором возвышается политическая надстройка государства. Соответственно и подход к нему требует бережного и ответственного политического отношения со стороны власти и общества. Конституция имеет ключевое значение для определения содержания и вектора развития государства, его основных и жизненно важных направлений (включая политическую, экономическую, социальную, военную и другие части). Именно Основной закон закрепляет конституционный строй и государственное устройство, определяет основы политической и социально-экономический жизни страны. Поэтому принятие новой Конституции, либо внесение поправок и изменений в ее содержание предполагают наличие квалифицированного политического и юридического подхода, нацеленного на более длительный исторический этап действия Основного нормативного акта.
Однако диалектика развития в сочетании с происходящими внутренними и внешними переменами в жизни государства объективно приводят к ситуации накопления вопросов, которые требует серьезного внимания со стороны власти и общества, их беспристрастного и открытого обсуждения, а по итогам – принятия решения о тех или иных назревших нововведениях в содержание Конституции.
Как известно, действующая Конституция Российской Федерации была принята в непростое время становления политической и экономической системы нашей страны в постсоветский период, включая печальные октябрьские события 1993 года и вслед за ними. Парламентские выборы в декабре 1993 г. вместо Верховного Совета возродили деятельность Государственной Думы, важно было произошедшие перемены между исполнительной и законодательной властью отразить в основном нормативном акте страны, наконец, новая Россия после распада СССР должна была принять и новую Конституцию.
С тех пор прошло более четверти века. За эти 27 лет Россия прошла трудный и ответственный период в своем историческом развитии, добилась немалых успехов на пути реализации экономических реформ, укрепления статуса ведущего государства, генерации новой эффективной внешней и интеграционной политики, формирования гражданского общества. За это же время мы, к сожалению, прошли и тяжелый период борьбы с проявлениями внутреннего экстремизма и сепаратизма, поддерживаемые международными террористическими организациями. Новому лидеру государства В.В. Путину в начале ХХI века удалось обеспечить консолидацию общества и преодолеть угрозу сползания к ситуации гражданской войны, восстановить вертикаль власти, обеспечить внутриполитическую стабильность и территориальную целостность Российской Федерации.
Успехи Российского государства, увы, не всегда радуют традиционных недоброжелателей нашей страны Их, как отмечал выдающийся русский философ Иван Ильин, «мы знаем из истории и они знают себя». Развитие гражданского общества и демократических процессов в России стали предметом «чувствительной заботы» некоторых иностранных неправительственных организаций, которые своими действиями вносили деструктивизм в процесс эффективных отношений и партнерства с НПО. Нередко следствием подобных действий с попыткой активного влияния на молодежь и этнические группировки становились вспышки очагов межнационального напряжения и преступлений. К сожалению, в попытках дискредитировать внешнюю политику России и подорвать авторитет нашей страны, отдельные зарубежные центры предприняли целенаправленную информационную войну с целью фальсификации относительно далекой и близкой отечественной истории (например, так называемого геноцида черкесов в ХIX в., причин и итогов Второй мировой войны и роли Советского Союза в победе над фашизмом).
Нам, гражданам Великой страны, особенно обидно и неприемлемо, что в год 75-летия Победы над гитлеровской Германией усилились попытки ряда зарубежных сил по фальсификации истории и искажения фактов о роли СССР и советского народа в победе над фашизмом. «Их цель, - как подчёркивает президент РФ В.В.Путин, - понятна: подточить силу и моральный авторитет современной России, лишить ее статуса страны-победительницы со всеми вытекающими из этого международно-правовыми последствиями, разделить и рассорить народы, использовать исторические спекуляции в геополитических играх... происходит попытка заложить в голову миллионов людей, прежде всего молодежи, совершенно опасные тенденции и извращенные представления об истории». И подобное недопустимо, нам важно обеспечить защиту исторической правды и укрепить патриотическое воспитание россиян.
Названные и другие обстоятельства, связанные в том числе с укреплением конституционных основ, территориальной целостности, примата российского законодательства над международным, упорядочения и усиления всех ветвей власти, потребовали нового отношения к Конституции, предложений по внесению важных поправок и изменений в содержание действующего Основного закона.
Как известно, 21 января 2020 г. президент В.В. Путин внес на рассмотрение в Государственную Думу законопроект о внесении поправок и изменений в Конституцию России, которые прошли рассмотрение в парламенте страны и проверку в Конституционном суде. За прошедший период в нашем обществе и в СМИ состоялись публичные дискуссии и обсуждения предлагаемых изменений. Граждане России и многочисленные гражданские институты имели возможность активного участия в данной дискуссии и выдвижения собственных предложений и мнений.
Должен отметить, что и в Союзе армян России прошли активные обсуждения по данному вопросу, мы принимали непосредственное участие в дискуссиях по важным вопросам, связанным с поправками в Конституцию и внесли ряд собственных предложений. Отрадно отметить, что некоторые из них получили признание и поддержку экспертной комиссии по поправкам в разные главы Основного закона (в их числе и по поправка об установления русского языка как языка государствообразующего русского народа, защиты самобытности культуры народов России, укрепления единства нашей страны и т.д.).
Последняя редакция текста Конституции РФ прошла проверку в Конституционном суде. Всего в третьем чтении было внесено более 200 поправок в Основной закон. Проведена большая квалифицированная работа, предлагаемые поправки и изменения включают: защиту территориальной целостности страны, запрет действий, направленных на изменение границы РФ; обозначение о правопреемстве СССР; упоминание Бога, защиты исторической правды, не допущение умаления значения подвига нашего народа при защите Отечества; признание детей важнейшим достоянием, установка приоритета семейного воспитания; защита семьи, материнства и инвалидов; установление русского языка государствообразующим и признание культуры Российской Федерации уникальным наследием; введение положения о самобытности культуры народов, закрепление защиты прав и поддержки соотечественников за рубежом; обязательная индексация социальных пособий и создание условий экономического роста страны; приоритет Конституции РФ над международным правом; повышение доверия между государством и гражданами; укрепление мира и согласия в обществе; усиление полномочий и ответственности органов исполнительной и законодательной власти (Президента, Правительства, Совета Федерации и Государственной Думы); укрепление основ конституционного строя и территориальной целостности государства и т.д.
Конституция признает, что Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство. Если статья 68 определяет «русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации», то п. 2 статьи 69 отмечает, что «Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия», а п. 3 названной статьи подчеркивает важность оказания Российской Федерацией «поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности». Все эти и другие нововведения в содержание Конституции РФ свидетельствуют об их важности, сбалансированности и отражают интересы многонационального народа Российского государства.
Кризисная ситуация, вызванная эпидемией коронавируса и чрезвычайными мерами обеспечения общественной безопасности, к сожалению, отсрочила дату проведения общероссийского голосования по поправкам в Конституцию РФ, назначенное на 22 апреля с.г. Политическая ответственность российской власти и забота о здоровье наших граждан потребовали перенести время всенародного голосования. С учетом тенденций позитивной динамики по ситуации с распространением COVID-19 президент России В.В. Путин 1 июня принял решение провести всенародный референдум по внесению поправок и изменений в текст Конституции 1 июля 2020 г.
Призываю наших граждан, соотечественников, членов Союза армян России, других национально-культурных автономий проявить политическую ответственность и принять участие в общероссийском голосовании во имя усиления нашей страны и обеспечения нового этапа поступательного политического развития России. Уверен, что данный референдум войдет в новейшую историю Отечества как важный исторический шаг на пути развития и усиления единства нашего общества и государства.