В Общественной палате РФ 13 декабря завершилась двухдневная всероссийская научно-практическая конференция «Родные языки народов России в системе образования: современное состояние и перспективы развития», участниками которой стали руководители сферы образования и науки, воспитатели, учителя, преподаватели, научные работники педагоги из 36 субъектов Российской Федерации.
На пленарном заседании конференции 12 декабря со словами приветствия выступил член Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валерий Марков.
Он напомнил о принятом в августе 2018 года федеральном законе, согласно которому федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации. В законе также предусматривается изучение русского языка не только как государственного, но и как родного языка из числа языков народов Российской Федерации.
«У всех жителей нашей страны должно быть право для свободного изучения родных языков. От того, насколько эффективно будет их изучение, зависит перспектива сохранения и развития народных языков. Обсуждение языков будет способствовать сохранению языкового многообразия», — отметил Валерий Марков.
Председатель Комитета Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов подчеркнул: «Сохранение родных языков требует комплексного подхода. Над этой проблемой должны работать все: и государство, и СМИ, и семья. Если мы это не поймем, это будет неправильно».
Он также отметил проблему нехватки учебных пособий по родным языкам: «Из 24 языков всего по 10 есть учебники и пособия, и это главная проблема, без поддержки федерального центра она не решится. Дети не виноваты, что мы не обеспечиваем их учебниками. Мы надеемся, что в ближайшее время выйдет положение о порядке федеральной экспертизы и формирования федерального перечня учебников. Нужно выстроить дорожную карту с субъектами РФ, Министерство просвещения РФ должно требовать от них выстраивать такую карту и помогать им при ее формировании».
Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию науки и образования Людмила Дудова отметила, что глобализация ускоряет процесс исчезновения родных языков: «Изучение, сохранение и развития родных языков — это глобальная проблема. Мы знаем, что процесс глобализации ускоряет, к сожалению, процесс умирания языков. Сохранить язык — это большая задача для всей системы образования».
Общественница подчеркнула, что региональные и муниципальные власти недостаточно работают над этой проблемой, в частности, по ее мнению, не создаются условия для развития системы внеучебной деятельности:
«Внеучебная деятельность имеет большой ресурс для того, чтобы приобщить и заинтересовать ребенка и объяснить ему, почему он должен изучать родной язык и почему он должен передавать его своим детям. Да, многое сделано за этот год. У нас создан институт по сохранению родных языков, который проделал огромную работу, проведена инвентаризация представленности родных языков в системе образования, теперь мы располагаем точными данными по этому вопросу, но не отработан механизм подготовки, экспертизы учебников, создания рабочих программ», — посетовала Людмила Дудова.
Директор Института языкознания РАН, профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова доктор филологических наук Андрей Кибрик сообщил, что в настоящее время идет глобальный процесс исчезновения языков, треть из них может исчезнуть к концу этого века.
По его словам, чтобы противостоять этому, необходима информационная поддержка со стороны государства и общества для поддержки идеи раннего двуязычия, а также необходимо развитие сети языковых активистов, то есть людей, которые будут способствовать сохранению языков.
Директор департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации Жанна Садовникова рассказала, что рамках ведомственной целевой программы поставлена задача по созданию и совершенствованию учебно-методического и кадрового обеспечения до 2025 года: «До 2022 года 11 субъектам РФ будет оказана поддержка в развитии кадрового потенциала педагогов на сумму более трехсот миллионов рублей. Минпросвещения РФ была разработана концепция преподавания родных языков, к 1 декабря все субъекты РФ направили свои предложения, на основе которых мы создали план-проект реализации концепции, и в рамках конференции мы его также обсудим».
В рамках конференции с 12 по 13 декабря прошли тематические сессии и круглые столы, на которых педагоги из регионов смогли обсудить лингводидактические проблемы преподавания родных языков народов России и научно-методические аспекты преподавания родных литератур народов России.
Так, один из участников конференции, директор Ирхидейской средней школы Осинского района Иркутской области Андрей Сергеев, рассказал, что практически все муниципальные образования столкнулись с проблемой сохранения родного бурятского языка.
«В нашей школе 102 ученика, и все дети изучают бурятский язык не факультативно, помимо этого, есть дополнительные занятия, где мы их приобщаем к национальной культуре через национальные виды спорта и бурятские народные игры. Все в комплексе способствует сохранению национальных обычаев и традиций, культуры в целом», — говорит он.
По его мнению, проблему с сохранением бурятского языка нужно решать, начав обучать детей в дошкольных учреждениях: «Сегодня 95 процентов дошколят не владеют бурятским языком, поэтому сейчас нужно принимать кардинальные меры. Нужна прагматическая потребность в самом языке, язык нужен в быту, необходимо, чтобы молодежь разговаривала на нем в повседневной жизни. Родители детей делают все, чтобы их ребенок был конкурентоспособным на рынке труда, и из-за этого изучению родного языка уделяется не так много внимания».
Отметим, организаторами конференции выступили Общественная палата Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации, Фонд сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации, ФГБНУ «Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия)» и Институт развития родных языков народов Российской Федерации.
По итогам конференции будут подготовлены рекомендации и направлены в органы власти.