На заключительном этапе проекта Всероссийской конкурсной образовательной программы «Коренные малочисленные народы России. Школа дипломатии», который прошел в Якутске с 5 по 10 августа, собрались представители коренных малочисленных народов Севера из 16 регионов страны. Здесь участники делятся опытом, получают новые компетенции, а также приобретают полезные навыки.
Школа общественной дипломатии — это ежегодный 6-ти месячный цикл, который включает в себя образовательный дистанционный этап, а также посещение полуфиналистами российских регионов для изучения передовых практик.
По итогам мероприятий были отобраны 29 представителей из 16 субъектов: Амурской, Омской, Кемеровской, Мурманской, Тюменской, Сахалинской областей, Хабаровского, Красноярского, Забайкальского, Камчатского краев, Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского, Чукотского автономного округов, Республики Алтай и Республики Саха (Якутия). В этом году площадкой очередного этапа образовательной программы была избрана Республика Саха (Якутия).
Школа общественной дипломатии направлена повышать потенциал коренных народов — то есть обучать, развивать и создавать новые компетенции, говорит программный директор Школы общественной дипломатии Алексей Цыкарев.
«Школа ориентирована на то, чтобы ее слушатели стали лидерами среди своих народов, аккумулировали и выражали их точку зрения, а также помогали людям принимать решения в рамках установленных процедур. Проведение образовательных этапов именно в регионах повысит эффективность нашей деятельности. Слушатели имеют возможность ознакомиться с региональными практиками и передовым опытом. Первый сезон проекта проходил в Красноярском крае, второй — в Ямало-Ненецком автономном округе. Я полагаю, что выездной этап образовательной программы, проходящий в Якутии, станет весьма результативным. В этой республике имеется обширная нормативно-правовая база, касающаяся коренных малочисленных народов Севера, а также действуют социальные меры поддержки для их жителей. Интересным является опыт разработки документа по этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности КМНС. Хотя подобный опыт можно встретить и в других регионах, именно в Якутии он имеет законодательно оформленную основу. Кроме того, многих участников привлекает тот факт, что в Якутии активно развиваются компетенции в области освоения территории и ресурсов при участии промышленных компаний. Примером служит АК «АЛРОСА», которая выступает важным социальным партнером республики», — поделился своим мнением он.
Благодаря проекту «Коренные малочисленные народы России. Школа дипломатии» появилась возможность структурировать полезную информацию, отмечает участник из Республики Алтай Анатолий Сумачаков.
«Я по национальности челканец и представляю Ассоциацию малочисленных народов Республики Алтай. Школа определяет особенности каждого региона, где проживают коренные малочисленные народы севера. Нас интересует в первую очередь создание особо охраняемых территорий для ведения традиционного образа жизни коренными малочисленными народами. В этой области Якутия выступает законодательным фарватером. Обширная территория республики была объявлена зоной традиционного природопользования. В Алтае этот этап только начинает формироваться. У нас есть пять районов проживания коренных малочисленных народов Севера, однако полноценной функционирующей территории с таким статусом не существует. Именно в рамках территорий традиционного природопользования мы видим спасение и источник сохранения этих земель. В настоящее время земля является нашим единственным богатством. В связи с тем, что в республике активно развивается туристический бизнес, растет стоимость земель, поэтому становится трудно отстаивать участки, на которых можно было бы вести традиционный образ жизни», — отметил делегат.
Проблема сохранения культуры и традиций коренных малочисленных народов волнует представителя Красноярского края Екатерину Борольчину.
«Я выступаю за интересы эвенков Красноярского края. По образованию я хореограф и журналист. Работаю в доме культуры в качестве художественного руководителя национального танца. Как человек, который видит проблемы изнутри, могу озвучить несколько основных. В сфере сохранения культуры и традиций малых народностей не хватает специалистов, обладающих глубокими знаниями в данной области. Носители культуры — старшее поколение — стареют и уносят с собой то, что не успели передать молодежи. На самом деле, можно реализовать множество замечательных проектов при поддержке государства. Благодаря таким инициативам можно воплотить идеи, которые ранее было невозможно реализовать в течение 15-20 лет. Единственная проблема — это нехватка квалифицированных специалистов», — подчеркнула она.
Школа дипломатии, организатором которой является «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации» при координации ФАДН России и Благотворительного фонда коренных малочисленных народов, будет проходить в течение 6 дней.
Участники проекта поделятся опытом, приобретут знания по вопросам устойчивого развития коренных народов Севера Якутии. Также познакомятся с культурой, фольклором коренных малочисленных народов Севера Якутии и народа саха, посетят музеи и другие учреждения культуры, образования, искусства и т.д.