1 966 просмотров
В Московском доме национальностей состоялся семинар «Этнокультурное образование и педагогические стратегии в условиях полиэтничной России»

В Московском доме национальностей состоялся семинар «Этнокультурное образование и педагогические стратегии в условиях полиэтничной России»

В Московском доме национальностей состоялся семинар «Этнокультурное образование и педагогические стратегии в условиях полиэтничной России»

В Московском доме национальностей (и на платформе Zoom) прошел семинар «Этнокультурное образование и педагогические стратегии в условиях полиэтничной России» в рамках проекта «Этнокультурный компонент в современном российском образовании и социуме». В работе приняли участие представители высших учебных и научных заведений, национальных общественных организаций, эксперты в области языкознания, преподаватели русского языка и языков народов России, приглашенные гости. 

Со вступительным словом выступили Мартынова Марина Юрьевна, главный научный сотрудник, руководитель Центра европейских исследований Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (далее – ИЭА РАН), доктор исторический наук, Заслуженный деятель науки РФ, профессор и Омельченко Елена Александровна, декан факультета регионоведения и этнокультурного образования Московского педагогического государственного университета, руководитель АНО Центра содействия межнационального образования «Этносфера», председатель Комиссии по образованию и науке Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, доктор исторических наук. Марина Юрьевна поприветствовала присутствующих, а также рассказала о целях и задачах мероприятия, посвященного проблематике этнокультурного образования.

Огласив повестку и регламент семинара, Марина Юрьевна передала слово Артеменко Ольге Ивановне, директору Центра национальных проблем образования, кандидату биологических наук. Ольга Ивановна выступила с докладом на тему «Современный федеральный государственный образовательный стандарт и этнокультурное образование», рассказала об актуальных изменениях в законодательстве, базовых принципах и компонентах российской системы образования.

С докладом «Этнопедагогический потенциал народного эпоса в этнокультурном образовании региона (на примере северокавказского нартского эпоса)» выступила доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, автор статей по этнопедагогике Цаллагова Зарифа Борисовна. Эксперт рассказала, в чем заключается стабильность эпоса, как он влияет на мировоззрение учащихся и какую роль играет в образовательном пространстве. Зарифа Борисовна отметила особенности учебников, которые используются для обучения детей, как содержание и иллюстрации влияют на настроение учащихся на занятиях, представила труды выдающихся основоположников научной педагогики в России.

В заключение эксперт обозначила, что необходимо для плодотворного использования нартского эпоса как огромного ресурса и важного компонента содержания регионального этнокультурного образования.

Кандидат педагогических наук, ведущий специалист-эксперт Федерального института родных языков народов Российской Федерации, автор более 15 книг по этнокультурной тематике, член жюри международных языковых конкурсов Найденова Елена Александровна выступила с сообщением на тему «Учебный комплект «Народы России: дорога дружбы» (1-4 класс, ФПУ) как навигатор по этнографии и регионоведению РФ». Елена Александровна сообщила, что в 2021 году в Федеральный перечень учебников предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» был внесен учебный комплект для 1-4 классов «Народы России дорога дружбы», выпущенный издательством «Просвещение». Авторами учебного пособия выступили ученые-этнологи и ученые-педагоги. В увлекательной форме школьникам открывается мир, охватывающий вопросы науки и этнографии. Специалист рассказала о многообразии учебников, методических пособий, а также о приемах и техниках для обучающихся — представителей различных национальностей России.

На семинаре выступили с сообщениями Гасымова Рамида Салех кызы, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями ГБОУ г. Москвы «Школа № 1583 им. К.А. Керимова» – «Этноклуб – проблемы и перспективы развития в системе российского образования» и Тверская Наталья Викторовна, директор ГБОУ города Москвы «Школа «Перспектива» – «Фестиваль национальных культур как технология этнокультурного воспитания».

Наталья Викторовна рассказала о практической работе школы по направлению этнокультурного воспитания, отметила специфику работы по объединению и интеграции учащихся школы из различных регионов России. Одной из задач в данной области является проведение Фестиваля национальных культур, традиционно проводимого среди учеников. В рамках указанного мероприятия школьники изучают культуру народов, национальные блюда, костюмы и традиции.

Также на семинаре с тематическими докладами выступили: Литвин Юлия Валерьевна, научный сотрудник Института языка, литературы и истории – ОП ФГБУН ФИЦ «Карельский научный центр Российской академии наук», кандидат исторических наук – «Языковое гнездо как технология приобщения к карельской культуре детей дошкольного возраста (на примере с. Ведлозеро)»; Шевцова Анна Александровна, профессор кафедры культурологии Московского педагогического государственного университета, доктор исторических наук – «Эдьютейнмент в поликультурном образовании»; Кочаева Анна Петровна, учитель начальных классов и эрзянского языка, педагог-методист, МОУ средняя школа с. Кивать имени доктора технических наук Алексея Илларионовича Фионова (Кузоватовский район Ульяновской области) и Левшанова Наталья Витальевна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО Детско-юношеский центр, р.п. Кузоватово – «Формирование культуроведческой компетенции обучающихся как составная часть методики преподавания эрзянского языка».

Помощник депутата Государственной Думы Анастасии Олеговны Удальцовой (член Комитета Государственной Думы по делам национальностей) Удальцов Иван Сергеевич поблагодарил выступающих за представленные сообщения и высокопрофессиональный подход к этнокультурному компоненту в образовательной политике и отметил, что концептуальные предложения в рамках данного вопроса способствуют поддержанию межнационального мира и согласия.

Завершая мероприятие, Марина Юрьевна поблагодарила участников заседания за продуктивную работу и активное обсуждение докладов.

Источник: http://mdn.ru/report/seminar-etnokulturnoe-obrazovanie-i-pedagogicheskie-strategii-v-usloviyah-polietnichnoj-rossii-v-ramkah-proekta-etnokulturnyj-komponent-v-sovremennom-rossijskom-obrazovanii-i-sotsiume
Автор фотографии: https://mdn.ru