В Московском доме национальностей (и на платформе Zoom) прошел семинар «Языки народов России и приоритеты образовательной политики» в рамках проекта «Этнокультурный компонент в современном российском образовании и социуме». В работе приняли участие представители высших учебных и научных заведений, национальных общественных организаций, эксперты в области языкознания, преподаватели русского языка и языков народов России, приглашенные гости.
Со вступительным словом выступили Мартынова Марина Юрьевна, главный научный сотрудник, руководитель Центра европейских исследований Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, доктор исторический наук, Заслуженный деятель науки РФ, профессор и Омельченко Елена Александровна, декан факультета регионоведения и этнокультурного образования Московского педагогического государственного университета, руководитель АНО Центра содействия межнационального образования «Этносфера», председатель Комиссии по образованию и науке Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, доктор исторических наук. Они поприветствовали присутствующих, а также рассказали о целях и задачах мероприятия. Огласив повестку и регламент семинара, Марина Юрьевна передала слово и.о. директора Федерального института родных языков народов Российской Федерации, Почетному работнику воспитания и просвещения РФ И.В. Новокрещенову.
Илья Владимирович выступил с докладом «О деятельности Федерального института родных языков народов РФ». Эксперт подчеркнул, что одним из приоритетов государственной национальной политики является как сохранение культурного наследия, которое транслируется родными языками народов России, так и их развитие, потому как они являются фундаментом для сбережения традиционных ценностей.
Выступающий представил основные статистические данные в этой сфере. Так в 2022 году совместно с коллегами из регионов было подготовлено 77 программ по родным языкам, из которых 66 были одобрены федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию и размещены в реестр примерных основных общеобразовательных программ. Однако на сегодняшний день стоит задача подготовки и включения федеральных рабочих программ по родным литературам и языкам в новые Федеральные основные общеобразовательные программы. Илья Владимирович подчеркнул, что в федеральном перечне представлены учебники только по 25 из 67 изучающихся языков.
С докладом «Конкурс «Билингва» как эффективная практика поддержки двуязычия в семье и школе» выступила эксперт в сфере образования, один из авторов линейки УМК для 1-4 классов «Литературное чтение на родном (русском) языке», сопредседатель оргкомитета Конкурса детского и молодежного творчества «Билингва», кандидат филологических наук, доцент Синёва Ольга Владимировна. Выступающая рассказала о целях и задачах, истории создания и развития проекта, его основных направлениях. Как отметила О.В. Синёва, концепция конкурса предполагает развитие ценностного отношения у детей и молодежи к родному и русскому языкам, культурному наследию, традиционным ценностям и семейным устоям, поддержку учащихся, проявляющих интерес в данной сфере.
Ведущий научный сотрудник ИЭА РАН, председатель ФНКА российских цыган, член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ, доктор исторических наук Деметер Надежда Георгиевна представила доклад «Проблема сохранения цыганского языка». Она акцентировала внимание на том, что в рамках рассматриваемой ей тематики, ключевым фактором является отсутствие государственности у цыган, однако каждый народ имеет право на сохранение и изучение своего родного языка. Существующий цыганский язык, в основном, состоит из бытовой лексики, поэтому довольно сложно выражать им научные, философские понятия. При этом свободно изъясняется и понимает цыганскую речь 98% цыган, но только 62% способны прочесть литературу на родном языке. Навыками письма владеют лишь 58% цыган.
Также на семинаре с тематическими докладами выступили:
Эксперты рассмотрели:
Отдельно выступающими было отмечено, что языковое многообразие является национальным достоянием народов России. Оно отображает уникальный исторический опыт и культурные традиции государства. Именно этим обуславливается актуальность проблемы сохранения и развития языков.
Завершая мероприятие, Мартынова Марина Юрьевна поблагодарила участников заседания за продуктивную работу и активное обсуждение докладов.