Московское бюро по правам человека (МБПЧ) разработало рекомендации по предотвращению межнациональных и этнических конфликтов. Документ (есть в распоряжении «Известий») будет представлен в профильные госорганы — Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН), Академию народного хозяйства и госслужбы при президенте (РАНХиГС), Государственную думу и Совет Федерации, МВД и Генпрокуратуру. В начале следующего года его планируется вынести на обсуждение в Совете при президенте по межнациональным вопросам. Правозащитники поддерживают разработку закона о российской нации, указывая, что такой нормативный акт создаст легитимную базу для «гражданской консолидации россиян».
Дискуссию вокруг идеи создания федерального закона о российской нации необходимо максимально обезопасить от националистических, ксенофобских сюжетов, от недобросовестных и рискованных этнополитических интерпретаций, говорится в документе, подготовленном МБПЧ. «При этом гражданское единство не стоит трактовать как всеобщее идеологическое однообразие и мировоззренческое тождество всех со всеми, как равно и партийно-политическое программное единство», — утверждается в нем.
Кроме того, эксперты предлагают выработать критерии оценки деятельности чиновников, работающих в сфере национальной политики. В частности, государственный и муниципальный служащий должен иметь четкие представления о способах решения конфликтных ситуаций, в том числе в сфере межнациональных отношений. Соответствующими знаниями, по мнению авторов, должны также обладать работники силовых структур и органов правопорядка. Кроме того, речь идет и о рекомендациях по дополнению учебных планов для школ и вузов, а также о специальных программах для мигрантов.
Директор МБПЧ, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод рассказал «Известиям», что в рамках работы ФАДН идет подготовка профессионального стандарта для чиновников, работающих в сфере национальной и миграционной политики.
По оценке главы МБПЧ, в последнее время количество преступлений на почве национальной ненависти снизилось, но существуют определенные риски, связанные в том числе и с социально-экономическими трудностями, проблемами в сфере культурного, правового воспитания.
— Не всегда власть самостоятельно готова предотвратить и нейтрализовать подобные конфликты. Мы делаем акцент на том, что нужно активнее подключать к решению этих проблем общественные организации и экспертное сообщество, — подчеркнул Брод, отметив, что подготовленные материалы станут предметом обсуждения в профильных ведомствах и НКО.
Вопрос о разработке закона о российской нации будет обсуждаться и на заседании Совета по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при верхней палате парламента РФ, заявил «Известиям» глава комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров.
— Уверен, что идей будет много, но нужно очень мудро и неторопливо их анализировать, так как это та сфера, ошибки в которой допустить нельзя, — подчеркнул сенатор, отметив, что эта тема будет более предметно обсуждаться на заседании профильного комитета СФ 1 декабря.
— Мы пригласим ученых, наших коллег и спокойно порассуждаем о том, что может представлять из себя этот закон, потому что это требует очень серьезного и неторопливого осмысления, — отметил он.
Председатель комитета Государственной думы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов, в свою очередь, отметил, что депутаты готовы участвовать в обсуждении законопроекта, но только после того, как будут обозначены его содержательные моменты, сформирована концепция.
— Пока идет обсуждение названия законопроекта, не более того. Вопрос не в оперативности, а в осмыслении этого процесса, и чем больше мы сообща со всеми над этим подумаем, тем будет лучше, — уверен он.
По мнению политолога Аббаса Галлямова, активизация политических процессов нередко приводит к обострению межнациональных конфликтов.
— Президентские выборы, в которых примут участие кандидаты, играющие в том числе на снижении уровня жизни и протестных настроениях, могут обострить национальный вопрос, — полагает он. Для того чтобы минимизировать негативный эффект от этих игр, важен не столько сам текст законопроекта, сколько грамотное информационное сопровождение в процессе его принятия.
— Обществу необходимо напомнить историю межнациональных конфликтов, с тем чтобы сформировать у людей априорное негативное отношение к любой попытке поставить национальный вопрос в повестку, — говорит Галлямов.
В свою очередь, заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин опасается, что этот документ может стать формальным и не будет серьезно воспринят общественностью. В то же время политолог отмечает, что в России тема межнациональных отношений является важной и, возможно, нуждается в дополнительном законодательном регулировании.
— У нас много «декоративных» документов, и еще один погоды не сделает. Другое дело, если это будет закон, в котором пропишут механизмы урегулирования межнациональных конфликтов, от такого можно ждать пользу. Необходимо привлекать серьезных экспертов не только в сфере национальной политики, но и социальной психологии, чтобы понять, что сейчас важно для общества. Вопрос ведь в том, что стоит за этим законом, — отметил Макаркин.
Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов считает, что этот документ должен представлять собой рамочный акт, который в дальнейшем будет уточнением в различных направлениях: образовании, правоохранительной деятельности, культурной и региональной составляющих.
— Важно также в этом законе отойти от перегибов. Например, формализация статуса в каких-то документах может, наоборот, вызвать отторжение. Как правило, человек должен быть заинтересован, чтобы себя позиционировать именно так, а не в том, чтобы он был обязан законом себя так называть, — уточнил эксперт.