311 просмотров

Патриотизм как национальная идея. Россия и глобальные вызовы

Патриотизм как национальная идея. Россия и глобальные вызовы

Интервью Виктора Петровича Водолацкого, заместителя председателя Комитета по обороне ГД РФ,  председателя Комиссии по вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям.

Корр. - «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», —  заявил президент России Владимир Путин. Между  тем само понятие «патриотизм»  с начала т.н. «перестройки» оказалось в центре оживленной дискуссии. На протяжении, по меньшей мере, первых 10-ти лет существования «новой России», этот термин трактовался СМИ в негативном плане, как альтернатива «общечеловеческим ценностям». Фраза Сэмюэля Джонсона: «патриотизм – последнее  прибежище негодяев» преподносилась, как  аксиома на центральном ТВ.

В.П. Водолацкий - Начнем с  того, что Сэмюэль  Джонсон, в своем «Толковом словаре английского языка», который он выпустил в середине 70-х годов XYIII века, определил слово «патриот», как  «тот, чьей руководящей страстью является любовь к своей стране». Теперь - не вдаваясь в подробности, но по существу вопроса. Фраза  патриота Джонсона была выхвачена из межпартийной полемики и направлена  против тех его политических оппонентов, которые, утратив доверие избирателей, стали прибегать к тем самым патриотическим лозунгам, которые сами прежде высмеивали. Этих беспринципных людей он и назвал негодяями. Так что всяческое принижение роли патриотизма в становлении и развитии государств, попытка  его искоренить – это плод либо заблуждения, либо провокация.  Залог успешного развития любого государства – это патриотизм его народа. За примерами далеко ходить не надо – достаточно вспомнить о двух ведущих мировых экономиках - Китая и США.

Корр. - В  Думе прозвучало предложение о  разработке федерального закона «О патриотическом воспитании в Российской Федерации». Не следует ли рассматривать такую инициативу, как попытку «бежать  впереди паровоза»? Ведь национальная идея обычно сначала прописывается, как доктрина.

В.П.В. –  На заседании нашей комиссии мы рассмотрели собственный проект такого закона, причем эта инициатива исходила и от депутатов, и от представителей общественных организаций. И именно одна из таких организаций – самодеятельный Всероссийский межнациональный союз молодежи (ВМСМ)  взяла на себя труд по обобщению предложений и разработке проекта закона. Отрадно, что лучшие представители молодежи, чьи школьные годы пришлись на трудные 90-ые, озабочены проблемой гражданской идентичности и готовы внести свой вклад в её решение.

Я знаю, что подготовлено уже несколько подобных законопроектов – как в Думе, так и общественными организациями. Не вызывает сомнений – все они будут обсуждаться – и в результате получится синтез лучших предложений. В любом случае созданию доктрины, если она понадобится, такая работа не помешает, а только поможет.

Запрос на необходимость воспитания общероссийского патриотизма исходил от подавляющего большинства нашего общества, и Президент получил поддержку народа именно как выразитель чаяний этого большинства. Он с самого начала своей деятельности на высших государственных постах  говорил и действовал именно как патриот своей страны.

Замечательный русский философ Иван Ильин писал, что Россия - это складывавшаяся веками «многонародная» нация. В единстве народов он видел силу страны – сравнивал её со связкой стеблей, каждый из которых поодиночке можно сломать, но когда они скреплены вместе, их даже согнуть невозможно. В свете сложившейся международной обстановки это крайне важно. Таким креплением может стать только патриотизм.

Еще один аргумент в пользу необходимости такого закона – то, что в нем должна быть четко прописана и система его реализация, и ответственность тех структур, которые в его реализации должны быть задействованы.

 

Корр. – Среди  наших влиятельных  политиков и деятелей культуры есть такие, кто считает,  что патриотизм – это нечто, заложенное в нас генетически,  отголосок «чувства стаи», присущего животным,  своего рода рудимент, который неизбежно отомрет в процессе развития общемирового социума.

В.П.В. – Да, такие идеи, порожденные иллюзиями и экспериментами 90-х, высказываются и сегодня, но, на мой взгляд, могут рассматриваться только, как курьёз. Судьба современных «маугли» - детей, волею судьбы воспитывавшихся в природной среде – в «стаях» и «стадах», - тому свидетельство. Им трагически тяжело вписываться в человеческую среду. Идея «патриотизма» куда сложнее, чем пытаются представить нам её противники. Чувство патриотизма – чисто человеческое, оно формировало культуру и целые цивилизации  с древнейших времен, и в новое время было особенно востребовано именно на переломных этапах развития социума – вспомните текст «Марсельезы», которая и сегодня – официальный гимн Франции. Это чувство не исчерпывается понятием гражданской идентичности, но в значительной степени формируется на его основе. Что такое гражданская идентичность? Осознание каждым гражданином  страны своей причастности к её судьбе и собственной ответственности за её судьбу. Определение своих жизненных координат в социуме - это отнюдь не генетическое качество, не природное свойство – это результат  воспитания и образования подрастающего поколения. И такое воспитание - функция общества и государства, которое это общество формирует.  Если государство и общество пренебрегают созданием такой системы координат для своих подрастающих граждан,  её пытаются, в выгодном для себя ключе,  создавать другие силы, как внешние, так и внутренние, и отнюдь не в интересах страны и социума, а в конечном итоге -   не в интересах самого человека.  

Корр. – Буквально  на днях Руководитель Федерального агентства по делам национальностей И.В. Баринов выразил озабоченность тем, что наблюдается рост числа вербовщиков в ряды ДАИШ (организация запрещена в России), в регионах, ранее не замеченных в присутствии каких-либо радикальных исламистов.

В.П.В. – В средние века у вербовщиков в ландскнехты был один метод – напоили в трактире здорового парня, намазали палец сажей, сняли отпечаток на лист  кабального договора вместо подписи – получали готового солдата, которому ничего не оставалось, как убивать тех,  кого прикажут. Наши идеологические оппоненты и на Востоке, на Западе и сегодня не отказываются от средневековых методов вербовки своих адептов, но главная ставка делается на те грандиозные возможности, которые дает им развитие массовых коммуникаций, предоставляя им ключ от каждого дома, где есть компьютер. Уже ни для кого не секрет, что это достижение цивилизации может использоваться не только в благородных, гуманитарных целях, но и как мощное оружие идеологического воздействия. Образно говоря, как топор, годный и для того, чтобы дрова наколоть, и чтобы старушку зарубить. Современные ловцы человеческих душ получают возможность не только спекулировать на тех объективных и субъективных проблемах, с которыми столкнулась наша страна в период смены социально-экономической формации. Они используют в своих целях не только те просчеты, которые  были допущены в 90-ые годы и которые мы пытаемся исправить сегодня, но и глумятся над нашими объективными достижениями, используя и адоптируя к новым техническим возможностям  весь арсенал психологической войны.                                                                                                   

Одной из главных ошибок 90-х было исключение воспитательной компоненты из системы образования, забвение тех форм взаимообогащения культур и межнационального взаимодействия, которые были исторически наработаны и стали прекрасной традицией. Великий сын России аварец Расул Гамзатов сказал тогда, что он опять стал поэтом одного ущелья. Именно во время «парада суверенитетов» и «вулканизации этносов», без всяких на то оснований, была сделана попытка преобразовать «семью народов» в «единую гражданскую нацию» (как это было сделано в ХIX веке во Франции  - ценой трех кровавых революций…).

Непродуманные реформы породили саму возможность межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Именно среди  входящего сегодня в большую жизнь поколения школьников 90-х, оказавшихся тогда  вне государственного внимания, представители радикальных псевдорелигиозных сект вербуют своих сторонников. И именно это поколение проявляет наименьшую, в сравнении с другими возрастными группами населения, активность на выборах. Молодые люди   не осознают себя представителями народа – «единственного источника власти в Российской Федерации», не понимают, что своим голосованием могут реально  способствовать совершенствованию жизни страны, а значит – и собственной жизни.

В Постановлении Правительства РФ о федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» назван целый ряд факторов, которые осложняют реализацию этой программы (некоторые, в обобщенном виде, я изложил выше). Решение этих больных вопросов - в компетенции правительства и законодателя и требует скорейших решений, что сегодня понятно всем. Общественная практика, то есть проблемы, с которыми человек ежедневно сталкивается в быту – тоже воспитатель, формирующий мировоззрение человека.  На мой взгляд, такое постановление нужно было принимать значительно раньше, поскольку попытки расколоть Российскую Федерацию по этно-культурному и конфессиональному принципу предпринимались с момента провозглашения её «независимости». Это и сегодня является главной угрозой национальной безопасности страны.

Корр. - Какими, на Ваш взгляд, должны быть основные принципы патриотического воспитания, принимая во внимание тот очевидный факт, что ни один народ не должен терять своей самобытности, которую  ему гарантирует Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года?

В.П.В. - Сначала должна формироваться гражданская идентичность: «Я - Россиянин» или: «Я - Русский» (как принадлежность к Российской нации, народу и государству),  и на этом фундаменте -  идентификация этническая, религиозная, региональная, профессиональная и т.д.  Важнейший элемент формирования патриотического сознания - воспитание молодежи в единой гражданской, культурно-ценностной системе, что, кстати, соответствует одному из законодательно утвержденных принципов государственной политики в области образования. Но кто несет ответственность за повсеместную реализацию этого принципа – вопрос.

Экстремистские проявления, радикализм, аполитичность - результаты  недостаточно высокого уровня воспитания гражданской идентичности. И это в равной степени относится и к многомиллионным и малочисленным народам, а ответственность за просчеты лежит на всей вертикали руководства федеральных округов.

Корр.- Подрастающее поколение оказалось как бы в «огненном  кольце». Тут и ДАИШ, прикрывающаяся знаменами ислама и якобы традиционных ценностей террористическое государство-секта, и привнесенный с Запада кричащий аморализм, который преподносится, как новые «общечеловеческие ценности», и «художественное» вещание многих каналов ТВ, которое стирает границу между добром и злом, несет в себе неприкрытую пропаганду насилия, неправедного потребления и алкоголизма. И если ФАДН «профилактирует» вербовку  в ДАИШ с помощью силовых структур, то как быть с вызовами глобализации и диктатурой сомнительных рейтингов, которые во многом определяют программную политику даже государственного телевидения? Захотят ли обитатели окраин, которые черпают представление о ситуации в стране с «голубых экранов» гражданской идентичности  с персонажами многочисленных шоу, где выворачивается их грязное белье?  Где традиции – их охранительная роль? Как это увязывается с воспитанием патриотизма?

В.П.В. – Появление национальной идеи, и приведение в соответствие с ней ряда законов, безусловно, должно повлиять на редакционную политику ТВ-каналов, чего давно добивается и наша Комиссия, и депутатский корпус.

Что же касается традиций…  Если мы сравним Домострой, Казачьи заповеди  и Адаты горцев, мы увидим много общего. И именно они - принципы организации быта, его распорядок и правила, были практически идентичны во всех этих сборниках мудрости,  что несомненно сближало народы. Если бы не они, сохранявшиеся столетиями, вплоть до  середины ХХ века, феномена «многонародной» российской нации  не было бы. Никакая сила не удержала бы в течение веков вместе народы с разными нравственными и бытовыми ориентирами. Десять заповедей, перечисление семи смертных грехов, суры Корана, постулаты Казачьих заповедей  звучат и в сердцах людей. Моральный кодекс советских времен, как свод норм человеческого общежития, и сегодня близок миллионам наших сограждан. Максимы: «не делай людям того, чего ты не хотел бы, чтобы сделали тебе», «твоя свобода  кончается там, где начинается свобода другого человека», «в чужой монастырь со своим уставом не ходи» не только уважаются, но и применяются в обществе.

Исторический феномен нашей Родины заключается в том, что за столетия её существования, как бы она не называлась и каким бы лишениям не подвергались её народы, в том числе – и, в первую очередь, -  русский,  ни один из них не пропал, не деградировал, наоборот – многое приобрел. Российская империя стремилась  сохранять за каждым её народом исторически сложившуюся форму местного управления. СССР помог тем из них, кто не имел опыта государственного строительства, его обрести. Русские язык, развитие системы образования, науки и техники дали возможность детям  не только городов, но деревень, станиц и аулов войти в индустриальный мир, стать полноправными гражданами страны, открывшей космическую эпоху и эру мирного атома, внести свою лепту в эти великие достижения человечества. Самобытная культура Поволжья, Кавказа, Дона, народов Сибири превращали  страну в удивительную цивилизацию. Её есть за что любить – Россию. А деятельная любовь  к  Родине – это великое и плодотворное чувство, которое берегли наши предки и нам нужно беречь.