1 788 просмотров

Опыт лингвистов башкирского педвуза использован в методиках преподавания родных языков для школ России

Опыт лингвистов башкирского педвуза использован в методиках преподавания родных языков для школ России

Институт развития стратегии образования Российской Федерации разработал методические рекомендации по преподаванию родных языков в 5–9 классах.

Национальная политика страны, в которой проживает 193 народа и насчитывается более 270 языков и диалектов, определяет в качестве приоритетной государственной задачи поддержку и защиту родных языков народов России. Проект осуществлен по заказу Министерства просвещения РФ на базе Института стратегии развития образования под руководством доктора педагогических наук, профессора, директора и научного руководителя Межвузовского центра билингвального и поликультурного образования РГПУ имени Герцена Елизаветы Хамраевой. В методических рекомендациях использован богатый опыт лингвистов факультета башкирской филологии Башкирского государственного педагогического университета имени Мифтахетдина Акмуллы.

Данные методические рекомендации — коллективный труд, который имеет практическую значимость для преподавателей родных языков и родителей, для тех, кто интересуется вопросом сохранения родных языков. Декан факультета башкирской филологии, д.н., доцент Ляйля Хусаинова рассказала о вкладе преподавателей факультета в проект федерального значения, направленный на отбор основных современных методических систем обучения родным языкам в поликультурном пространстве и определение их ценности и эффективности в обучении родным языкам народов Российской Федерации:

- Основная проблема в том, что в каждом регионе разрабатывают свою систему преподавания и изучения родных языков: учебные пособия, программы, мероприятия. И, как правило, все эти материалы написаны именно на этом языке, а значит – недоступны носителям других языков в других регионах. Цель большого коллективного труда была – собрать лучшие примеры, успешный опыт и издать на русском языке, чтобы это было доступно и применимо на территории России.

Каждый регион страны имеет свою специфику. Например, у нас в Башкортостане школьники изучают башкирский язык по трем программам: как родной язык для детей-башкир, владеющих языком; как родной язык для детей-башкир, не владеющих языком; и как государственный язык – для других детей. Например, в Якутии и Татарстане только два направления - изучение языка как родного и как государственного.

Сейчас в России идет унификация учебных планов по многим предметам, ведь формирование единого образовательного пространства - вопрос национальной безопасности. И мы очень довольны, что лингвисты факультета башкирской филологии внесли свой вклад в разработки методик, которые помогут учителям российских школ придерживаться общих принципов.

Аудитория методических материалов – это не только дети и учителя, но и родители, которые тоже являются одними из главных участников образовательного процесса. Очень важна системная работа, чтобы дома с родителями дети закрепляли тот материал, изученный в школе. Поэтому в новом пособии есть отдельный раздел для родителей, который дает ответы на следующие вопросы:

Как вызвать интерес ребенка к изучению родного языка? Как языковая игра может помочь в преподавании? Какие праздники можно организовать вместе с родителями? Как привлекать старшее поколение к вовлечению школьника в изучение родного языка?

- Разработка новейшей дидактической системы и методики преподавания родного языка в образовательных организациях Российской Федерации — проблема, решение которой чрезвычайно актуально в современных условиях. Проект уникален и не имеет аналогов, теперь осуществлена первая попытка сделать методические рекомендации на русском языке с целью объединения опыта преподавания родных языков в разных национальных регионах РФ, - пояснила председатель президиума МСОО «Всемирный курултай (конгресс) башкир», депутат Государственной думы РФ, кандидат филологических наук Эльвира Аиткулова, вошедшая в авторский коллектив проекта.

Система рубрик пособия отражает его практическую направленность. Предлагаются варианты игровых элементов на уроке и методические комментарии. Методические рекомендации дают самое широкое освещение вопроса: от нормативных документов до современных видов популяризации родных языков и культур.

Все материалы доступны на портале ЕДСОО в разделе Методические материал по ссылке.

Источник: https://mgazeta.com/articles/vazhno/2024-02-27/opyt-lingvistov-bashkirskogo-pedvuza-ispolzovan-v-metodikah-prepodavaniya-rodnyh-yazykov-dlya-shkol-rossii-3659169
Автор фотографии: https://mgazeta.com