На заседании выступил ответственный секретарь Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, заместитель главы Администрации Президента РФ Магомедсалам Магомедалиевич Магомедов.
М. М. Магомедов рассказал о длительном периоде подготовки, предшествовавшем созданию Федерального агентства по делам национальностей и подчеркнул необходимость его дальнейшей работы, в частности в русле унификации органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации в сфере государственной национальной политики.
Кроме того, Магомедов обозначил ключевое условие обеспечения межнационального согласия и недопущения конфликтов на этнической почве: повышение эффективности взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества. По словам Магомедова «необходимо сосредоточиться на формировании эффективной системы взаимосвязей между органами власти и этническими объединениями, а также внутри этнических сообществ. Данная система должна быть ориентирована на продвижение в полиэтничном российском обществе общих ценностей, на упрочение единства многонационального народа России, формирование общероссийской гражданской идентичности, обеспечение межэтнического согласия.” “В условиях открытого информационного противостояния, непрекращающегося стремления деструктивных сил к эскалации этнополитической и межконфессиональной напряженности, к использованию этнического фактора в качестве спускового механизма для дестабилизации внутриполитической ситуации в стране особую важность приобретают функции агентства по: профилактике любых форм дискриминации по признакам расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности и предупреждению попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.
В этом значимую роль должна играть система мониторинга и раннего предупреждения конфликтов.
Напомню, что это одно из важнейших поручений Президента России В.В.Путина. Система мониторинга должна заработать повсеместно - в каждом регионе, в каждом муниципальном образовании. Мы неоднократно об этом говорили. Процесс затянулся. Но в последнее время многое сделано усилиями ФАДН. Необходимо, чтобы система государственного мониторинга начала работать с учетом всех параметров и критериев, заложенных как в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации и поручениях Президента, так и в соответствующих правительственных нормативных правовых актах. Среди прочего система должна базироваться на диверсификации источников информации. Обеспечивать анализ состояния межэтнических и межконфессиональных отношений в стране, анализ эффективности осуществления полномочий региональными и муниципальными органами власти в области реализации
государственной национальной политики. А также обеспечивать возможность оперативного реагирования на возникновение конфликтных и предконфликтных ситуаций.
И, наконец, одним из действенных механизмов взаимодействия федеральных органов государственной власти, единой системы, позволяющей эффективно использовать имеющиеся ресурсы, могла бы стать государственная программа, разрабатываемая сейчас в Федеральном агентстве по делам национальностей. Тем самым, можно сказать, завершится процесс институционального становления современной системы государственной национальной политики в Российской Федерации».