201 просмотров

К 16-летию первого Послания В.В. Путина

К 16-летию первого Послания В.В. Путина

8 июля 2000 года вошло в историю России как день оглашения первого  Послания Президента В.В. Путина Федеральному Собранию. Первого Всероссийского Президента – всенародно избранного на всей конституционной территории России, включая Чечню. Президента продекларированной нации и государства, стоящих на пороге утраты исторической перспективы. Продекларированных в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, Федеративном договоре и Конституцией Российской Федерации. Основным законом воображаемой нации, начинающимся со слов: «мы многонациональный народ Российской Федерации», который по официальным данным был одобрен на «всенародном голосовании» лишь 58,43 % от 54,81 %  граждан, принявших участие в голосовании, что составляло 31,02 % от числа зарегистрированных избирателей – меньше половины «многонационального народа». Народа, утратившего историческое Российское государство и базовые признаки нации (советской социалистической) – советского народа, но не советское самосознание и социалистическую идею.

 

Российская Федерация до Владимира Путина

 

Российскую Федерацию, доставшуюся в политическое наследство В.В. Путину, одной фразой можно охарактеризовать как несостоявшееся государство, вступившее в полосу распада. Архитектурный план России, начертанный в Конституции, остался символическим, декларативным актом, не получившим воплощение в практике строительства нового государства и нации, идущих на смену РСФСР и советскому народу.

         Свидетельством глубины политической катастрофы, предсмертного состояния государственного Центра к 1996 году стал официальный рейтинг популярности действующего президента, который по самым смелым оценкам не превышал 6%  и лишь 9,9% голосов избирателей, отдавших голоса за  партию власти – «Наш дом – Россия»  на выборах в Госдуму в декабре 1995 года. Другими словами легальная власть в глазах подавляющего большинства народа так и не стала легитимной. Единственное достижение постконституционной России – преодоление  кризиса легального двоевластия 1992–1993 годов –  противостояния исполнительной и законодательной ветвей власти, было опрокинуто и воспроизведено в форме радикального политического кризиса – победой на выборах в Госдуму КПРФ и растущей угрозой военного переворота.

Более того, в 1996 году на политическую сцену выступила новая грозная сила, бросившая вызов нарождающемуся государству. Антиконституционное двоевластие – слабого, разваливающегося государственного Центра и сильной власти капитала, «самой решающей власти», «Семибанкирщины», напрямую сговорившейся контролировать высшую власть над Россией (А.И. Солженицын). «Семибанкирщины», ставшей самодостаточной политической силой по итогам «приватизации» и так называемых залоговых аукционов 1995 года, уже примеряющей политическое платье «Семибоярщины» – временного правительства периода Смутного времени.

Открытой и публичной демонстрацией могущества новой власти  стало обращение «второго правительства Березовского» – 13 олигархов к населению России в апреле 1996 года, содержащее, по сути, прямые угрозы репрессий против оппонентов – «слишком бескомпромиссных политиков».

Важнейшей частью плана по максимальному ослаблению действующей Президента стала «миротворческая операция» в Чечне – заключение в 1996 году позорных «Хасавюртовских договоренностей», а в следующем году Договора о мире между Россией и Ичкерий. «И Чечня 99-го, как отметил В.В. Путин в своем первом Послании, – напомнила о ранее совершенных ошибках».

Таким образом, уродливая деформация фундаментальных основ государства и его политической системы, прежде всего, неконституционное двоевластие на федеральном уровне и региональное многовластие, запуск процесса территориального свертывания России, по сути, сняли с политической повестки дня вопрос о собственно национально-государственной трансформации политического пространства бывшей РСФСР.

В результате олигархат получил ослабленного Президента, неспособного даже к маленькой победоносной войне. Верховного главнокомандующего утратившего доверие армии и других силовых структур. Главу государства всецело обязанного своей должностью не народу, а «олигархическому избиркому». Народ России, лишенный суверенитета – права свободной нации – права представительства.

В этот драматический период истории наши недруги не без оснований воспринимали Россию, как несостоявшийся государственный проект. Страну, вступившую в полосу системного кризиса – необратимого процесса распада государственности.

Возвращаясь к оценке этого периода, В.В. Путин в выступлении на июньском 2016 года XV съезде созданной им партии «Единая России»  сказал следующие слова: «Была и угроза ее распада, и это было реальным. В правовом и политическом плане она представляла собой действительно лоскутную территорию. Северный Кавказ был буквально накрыт террористической агрессией против России… Значительная часть экономики, ряд важных государственных институтов контролировались олигархическими или, откровенно говоря, просто криминальными структурами. Предстояло… восстановить дееспособность государства, укрепить его целостность и федеративные основы, преодолеть раскол в самом обществе».

 

Послание Первого Гражданина Российской Федерации

Российское государство: от забвения к возрождению

 

В августе 1999 года новым властным Центром России становится В.В. Путин – Председатель Правительства и официальный преемник действующего Президента.

         Решительно возглавив крупномасштабную военную операцию против боевиков, вторгшихся в Дагестан, а затем в короткие сроки сломив их сопротивление в Чечне, Путин, по сути, стал Первым Гражданином России, взявшим на себя ответственность за судьбы Отечества,  мощной, консолидирующей  политической силой, центром «сборки государства» – суверенной, независимой, единой России. Попутно заметим, что именно в этот период В.В. Путин принимает одно из важнейших внутриполитических решений – делает ставку на муфтия Чечни Ахмада-хаджи Кадырова.

Однако, приступая к рассмотрению первого Послания Президента Путина Федеральному Собранию, нельзя не остановиться на его программном выступлении в качестве Премьер-министра за день до вступления в должность исполняющего обязанности Президента России, в котором сформулированы отправные положения его идеологии государственного строительства, базовые формат и границы дискурса нации. Речь идет о статье В.В. Путина «Россия на рубеже тысячелетий», ставшей его первым развернутым обращением к российской нации – россиянам.

Рассматривая понятийно-терминологический аппарат этого программного документа, прежде всего, отметим, что здесь базовые понятия Основного закона с конституционного языка переводятся на русский политический язык: «многонациональный российский народ» – «нация», «российский народ»; «гражданин России» – «россиянин». Политическая лексика Путина оперирует целым набором понятий и выражений, формирующим пространство национального дискурса: «национальный хозяйственный комплекс», «стратегические цели российского народа», «терпение и способность нации к выживанию и созиданию», «Отечество», «традиционные ценности россиян», «патриотизм», «национальная гордость», «национальное достоинство», «державность», «национальные интересы», «государственничество», «российская идея», «гражданское согласие», «гражданское общество», «общенациональные цели», «общенациональная стратегия развития».

Уже в этом выступлении В.В. Путин делает принципиальный политический вывод о том, что итоги декабрьских 1999 года выборов в Государственную Думу «выразили совершающийся в обществе поворот в сторону стабильности и гражданского согласия». И далее, «впервые за все годы реформ сложились такие благоприятные политические условия для конструктивного взаимодействия исполнительной и законодательной власти».

Откровенно признавая, что «Россия переживает один из самых трудных периодов своей многовековой истории», Путин задается основополагающими вопросами о преодолении глубокого идейного и политического раскола общества, о стратегических целях, которые могут консолидировать российский народ, о месте России в мировом сообществе в XXI веке.

Говоря об исторических уроках для России, В.В. Путин делает пронзительный вывод: «Терпение и способность нации к выживанию, равно как и к созиданию, находятся на пределе истощения».

Лейтмотив этого обращения к нации, как и первого Послания Федеральному Собранию, это базовые ценности и стратегические цели, «которые желательны и привлекательны для большинства россиян», сильное Российское государство как инициатор и главная движущая сила перемен.

По Путину  шансы на достойное будущее, образно говоря, опираются на три кита: российскую идею, сильное государство и эффективную экономику.

Российская идея. Здесь В.В. Путин четко выделяет структуру исконных, традиционных ценностей россиян, как бы заново разъясняя их подлинный смысл.

Патриотизм. «Это чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».

Державность. «В современном мире державная мощь страны  проявляется не столько в военной силе, сколько в способности быть лидером в создании и применении передовых технологий, обеспечении высокого уровня благосостояния народа, в умении надежно охранять свою безопасность и отстаивать национальные интересы на международной арене».

Государственничество. «У нас государство, его институты и структуры всегда играли исключительно важную роль в жизни страны, народа. Крепкое государство для россиянина не аномалия, а напротив, источник и гарант порядка, инициатор и главная движущая сила любых перемен».

Социальная солидарность: «в России тяготение к коллективным формам жизнедеятельности всегда доминировало над индивидуализмом… глубоко укоренены патерналистские настроения. Это следует учитывать в первую очередь в социальной политике». Попутно заметим, что на этой теме Путин специально остановится в первом Послании, выделив в качестве важнейшего направления деятельности федерального Правительства выработку реалистичной социальной политики.

Из сказанного В.В. Путин делает вывод: «новая российская идея родится как сплав, как органическое соединение универсальных, общечеловеческих ценностей с исконными российскими ценностями, выдержавшими испытание временем».

Сильное государство. Путин прямо заявляет: «Ключ к возрождению и подъему России находится сегодня в государственно-политической сфере. Россия нуждается в сильной государственной власти и должна иметь ее». И далее. «Сильная государственная власть в России – это демократическое, правовое, дееспособное федеративное государство». Другими словами, повторив содержание статья 1 глава 1. Конституции России, В.В. Путин тем самым подчеркивает, что сильное государство основа основ конституционного строя.

Принципиально важно, что одним из важнейших направлений формирования сильной государственной власти В.В. Путин видит в создании «условий, благоприятствующих становлению в стране полнокровного гражданского общества, уравновешивающего и контролирующего власть». Последний акцент очень четко выражает позицию Путина по вопросу о соотношении государства и нации. Попутно заметим, что к этой теме В.В. Путин вернется и в первом Послании, и в Послании 2004 года, позитивно оценивая опыт взаимодействия региональных общественных палат и органов государственной власти.

Раскрывая тезис о дееспособном федеративном государстве, В.В. Путин особо подчеркивает необходимость активного решения Минюстом, прокуратурой и судебной властью проблемы «сомнительных или неправомочных с точки зрения Конституции России законов», которая «может стать критической в правовом и политическом смыслах».  При этом он недвусмысленно жестко указывает, что речь идет о конституционной безопасности государства, самой дееспособности федерального Центра и управляемости страной, целостности России. Это уже в первом Послании Президент сможет себе позволить пообсуждать эту проблему в более широком диапазоне тональностей, исходя из создания федеральных округов, когда уже на стадии обсуждения института федерального вмешательства «российские регионы уже начали наводить порядок» и можно было наблюдать «очевидные результаты в некоторых территориях».

Эффективная экономика (национальный хозяйственный комплекс) В.В. Путин выделяет десять основных задач в этой сфере: выработка долгосрочной общенациональной стратегии развития; формирование целостной системы государственного регулирования экономики и социальной  сферы; переход к осуществлению стратегии реформ; стимулирование динамичного экономического роста; проведение активной промышленной политики; осуществление рациональной структурной политики; формирование эффективной финансовой системы; вытеснение теневой экономики, ликвидация организованной преступности в хозяйственной и финансово-кредитной сфере; последовательная интеграция экономики России в мировые хозяйственные структуры; проведение современной аграрной политики.

 

Манифест Лидера нации

 

Своеобразной выжимкой из вышерассмотренной статьи и отчетом о своей деятельности за истекший период и видением общих задач на перспективу можно рассматривать предвыборное открытое письмо Владимира Путина к российским избирателям, основные тезисы которого собственно и будут развернуты в его первом Послании Федеральному Собранию. Не будет преувеличением сказать, что это обращение явилось своеобразным политическим манифестом лидера нации.

В этом, уже втором обращении к нации исполняющий обязанности Президента предлагает избирателю судить о своих принципах и взглядах на государство по политике, которая проводилась за прошедшие полгода.  Путин ведет разговор, используя очень емкие, базовые слова-смыслы: «моральные устои», «патриотизм», «достоинство гражданина», «национальное достоинство», «национальный суверенитет», «государственная воля», «территория и природные ресурсы нации», «культура и образованность нации», «национальная копилка собственных достижений», «общенациональные проблемы», «национальные интересы», «великий народ», «общенародная цель».

Заостряя внимание на проблемах российской власти, он откровенно называет в качестве ключевой из них потерю «государственной воли и настойчивости в доведении начатых дел». При этом важно подчеркнуть, что, как глубоко порядочный политик, В.В. Путин не переходит на личность первого Президента России Б.Н. Ельцина. А у нас со времен Никиты Хрушева повелось все валить на чрезмерно волевых или безвольных предшественников. По сути, Путин закладывает основу новой для России политической культуры ответственного диалога, как важнейшего элемента общенациональной консолидации.

В.В. Путин говорит не об ошибках предшественников, а приводит свидетельство вновь обретенной государством воли – реальный шаг «к верховенству права, к диктатуре равного для всех закона» – разгром бандформирований в Чечне, оккупированной криминальным миром и превращенной в свою крепость. Понятно, что в кратком обращении к нации более глубокий анализ «чеченского кризиса» и тем более проблемы федеративных отношений были невозможны по определению.

Второй большой проблемой России В.В. Путин называет «отсутствие твердых и общепризнанных правил». И поясняет, что «правила в государстве – это закон, это конституционная дисциплина и порядок». Добавляя при этом, что «государству здесь придется начать с себя. Чем сильнее государство, тем свободнее личность». В этом же контексте, как бы реабилитируя термин «демократия», ставший в России ругательным и не переводя его на русский язык как власть народа, Путин подчеркивает, что «демократия – это диктатура закона». Он поясняет этот тезис на понятных простому гражданину примерах – «милиция и прокуратура должны служить закону, а не пытаться “приватизировать” данные им полномочия с пользой для себя». Так же по закону, говорит В.В. Путин, должны выстраиваться отношения с так называемыми олигархами: «на общих основаниях! Так же, как и с владельцем маленькой булочной или мастерской по ремонту обуви». Другими словами, Путин даже не намекает на свою важнейшую внутриполитическую победу над антиконституционным «правительством олигархов», приватизировавшим и лишившим волю Российское национальное государство.

Третья проблема по Путину сводится к необходимости «большой инвентаризации страны». Он сопровождает эту мысль тезисом о неприкосновенности собственности. «Нужна достоверная перепись и надлежащий учет всего, что в ней есть», «того, что принадлежит государству». Другими словами, Путин говорит о необходимости реальной оценки общенародного богатства.

Отсюда В.В. Путин переходит, по сути, к постановке фундаментальной политической проблемы «общественного договора», его основных элементов – «общенациональных приоритетов»: «гражданам России, давно пора договориться, чего мы ждем от государства  и в чем готовы его поддержать». Он четко выделяет четыре основных общенациональных приоритета: побороть собственную бедность – мы богатая страна бедных людей; защита рынка от незаконного вторжения – обеспечить надежность права собственности; возрождение личного достоинства граждан во имя высокого национального достоинства страны; верховенство внутренних целей над внешними – строить внешнюю политику исходя из национальных интересов. Понятно, что в последнем случае речь шла об отказе от примата идеологизированных, интернациональных интересов.

Сказанное позволяет В.В. Путину предложить нации формулу общей цели в виде очень простого лозунга своей предвыборной позиции: «Это достойная жизнь. Достойная в том самом смысле, какой ее хотят видеть и в какую верят большинство моих сограждан. Как вижу нашу жизнь и я сам, будучи русским человеком». Другими словами, Путин, позиционирующий себя, по сути, как первый гражданин и лидер нации,  перебрасывает мостик от общих ценностей народа к общей цели нации,  от восстановления сильного, волевого государства – национального достоинства к личному достоинству каждого гражданина. В этом смысле тезис «достойная жизнь», как  надпартийная формула общей цели всего народа, обращается к уму и сердцу каждого гражданина, оставляя за ним возможность ее личного восприятия, формирующегося под влиянием этнического и религиозного сознания, социального положения, политических воззрений и т.п.        

Таким образом, путинский манифест национально-государственного возрождения России обращен к воле народа, утратившего доверие к безвольной государственной власти, суверенитету народа, его  исключительному праву на формирование институтов государства. Ибо только осознание общей цели и способность к самоорганизации в государство, выраженное в волеизъявлении народа, превращает народ из  аморфной суммы жителей, населения, имеющего паспорта граждан, в дееспособную политическую нацию гражданского типа.

Уже в этом обращении к нации В.В. Путин делает главный вывод первых месяцев своей деятельности во главе государства: «Россия уже давно – не урезанная карта Советского Союза, а уверенная в себе держава с большим будущим и великим народом».

 

Первое Послание избранного лидера нации

Национализация государства

 

Послание первого Всероссийского Президента – Главы государства – избранного лидера нации Владимира Путина подвело главный политический итог предшествовавшего «путинского полугодия действий». Политики, поддержанной подавляющим большинством народа, продемонстрировавшей, что «в обществе уже есть достаточно высокий уровень согласия по принципиальным вопросам развития страны». Политики, открывшей новый этап в истории государственного строительства в России.

  Избранный лидер и моральный авторитет нации. Выступая с позиций формального права и морального авторитета, Путин дает следующее содержательное определение этого политического итога: «Только действующий глава государства вправе ставить перед органами власти программные задачи, и только у него есть реальная возможность организовать их эффективное выполнение.

В России наступает период, когда власть обретает моральное право требовать соблюдения установленных государством норм».

По сути, заявляя о праве на стратегическое политическое руководство, формирование нового политического курса «на основе открытых и честных отношений государства с обществом», В.В. Путин определяет такой политический подход в качестве базового условия «нового “общественного договора”». Другими словами, нового, реального прочтения Конституции и ее неукоснительного соблюдения, как Основного закона, к монопольному статусу которого собственно и восходит жесткий путинский акцент на «диктатуре Закона».

Монополия на власть – диктатура закона. Этот раздел Послания, по сути, посвященный вопросам восстановления государственной монополии на власть – диктатуры закона, касающихся кризиса антиконституционного двоевластия и федеративных проблем, структурно расположен в конце Послания. Понятно, что такая логика сама по себе свидетельствует о снятии остроты этих проблем и их перемещении на второй план после проблем социально-экономического порядка. Мы же, в интересах настоящего исследования, будем исходить из обратной логики.

По сути, говоря о восстановлении монополии на власть, как основополагающего признака сильного государства и необходимого условия его эффективной политики, В.В. Путин недвусмысленно расставляет все точки над «i»: «Власть обязана опираться на закон и сформированную в соответствии с ним единую вертикаль власти». Тогда как конституционный долг федеральных органов исполнительной власти «обеспечить прочность исполнительной вертикали, общегосударственный мандат доверия, полученный в результате демократических выборов президента, единая стратегия внутренней и внешней политики».

По сути, говоря о природе феномена антиконституционного двоевластия и не сводя его только к проблеме так называемых олигархов, Путин делает вывод: «Вакуум власти привел перехвату государственных функций частными корпорациями и кланами. Они обросли собственными теневыми группами, группами влияния, сомнительными службами безопасности, использующими незаконные способы получения информации». Последнее по Путину стало следствием утраты подлинной независимости  «четвертой властью», которая «превратилась в лакомый кусок для политиков и крупнейших финансовых групп, стала удобным инструментом межклановой борьбы».

В этом контексте, по сути, ставя точку в вопросе о двоевластии, завершившегося обратной «национализацией государства», Путин разъясняет азы науки о государстве: «государственные функции и государственные институты тем и отличаются от предпринимательских, что не должны быть куплены или проданы, приватизированы или переданы в пользование. В лизинг». Иначе может наступить момент, когда государство «просто переродится, перестанет быть демократическим».

Региональное многовластие. Переходя к следующей крупной проблеме регионального многовластия, В.В. Путин дает подчеркнуто однозначное определение государственного состояния России, являющейся по Конституции федеративным государством: «надо признать: у нас еще нет полноценного федеративного государства… у нас создано децентрализованное государство».

Путин иллюстрирует этот тезис на примере Чечни, как крайнем примере дезинтеграционных процессов, «нерешенных федеративных проблем», территория которой «стала плацдармом для экспансии в Россию международного терроризма». В условиях этого нового типа внешней агрессии «Россия столкнулась с системным вызовом государственному суверенитету и территориальной целостности…». «И лишь контртеррористическая операция смогла отвести угрозу распада России.., сохранить достоинство и целостность государства».

Здесь Путин не останавливается на историческом анализе «чеченского кризиса», а ограничивается определением его исходной причины – «отсутствие государственного единства». Окончательное политическое урегулирование чеченского этнополитического конфликта было еще впереди. Эта тема будет присутствовать в трех последующих посланиях Президента. Но определяющий шаг в этом направлении В.В. Путиным был уже сделан назначением муфтия Ахмада-хаджи Кадырова Главой Администрации Чеченской Республики.

Не случайно, что новое законодательство, совершенствующее федеративные отношения определяется Посланием в качестве первого крупного события в государственном строительстве – «точкой отсчета нового времени» стало. Попутно заметим, что здесь, но на втором месте по значению были названы законы, меняющие правила поведения в экономике – в социальной и налоговой сферах.

«По сути, – подчеркивает Президент, – речь идет о собирании всех ресурсов государства с целью реализации единой стратегии развития страны».

От дезинтегрированному к федеративному государству. В.В. Путин останавливается одной из острейших проблем страны того периода, доставшейся в наследие от безвременья «парада суверенитетов» 1990-х годов. Это неконституционное противоречие регионального законодательства федеральному, а следовательно и отсутствие единства правового пространства федеративного государства. Позитивно оценивая первые итоги создания федеральных округов, направленное на укрепление федерализма, приближение федеральной, президентской власти к территориям, В.В. Путин акцентирует внимание на институте федерального вмешательства.

Он прямо называет нетерпимой ситуацию, «когда органами власти на местах попирается Конституция России и федеральные законы, нарушаются единые права и свободы граждан», как проявление не федеративного, а децентрализованного государства.

Задачи государственной модернизации. В.В. Путин подчеркивает, что задача  наведения порядка в органах власти «лишь самый первый этап государственной модернизации» – соединения ресурсов всех уровней власти – федеральной, региональной и местной, необходимое для решения трех главных задач.

1. Совершенствование политической системы и строительство эффективного государства.

2. Фактическое выравнивание возможностей субъектов Федерации в целях обеспечения граждан страны всей полнотой политических и социально-экономических прав.

3. Создание правовых гарантий развития российской экономики как экономики свободного предпринимательства, обеспечение эффективного проведения экономической стратегии на всей территории России.

Новые подходы и доктринальные новации. Нельзя также не отметить, что в своем первом Послании В.В. Путин крупными мазками фиксирует некоторые проблемные точки и вводит в оборот новые понятия доктринального плана, которые в последующем развиваются в посланиях Федеральному Собранию и других программных выступлениях Главы государства. В их ряду следует отметить  проблему «выживаемости нации», которой «грозит стать дряхлеющей нацией»; прогрессирующего экономического отставания и зависимость экономического роста от благоприятной экономической конъюнктуры, а не от обновления экономического механизма.

В числе введенных в дискурсивное пространство понятий доктринального плана особняком стоит определение России не только как государства-нации, но и как государства-цивилизации. «Сможем ли мы сохранится как нация, как цивилизация, если наше благополучие вновь и вновь будет зависеть от выдачи международных кредитов и от благосклонности лидеров мировой экономики?», – задается вопросом Президент. Причем именно этой фразе предшествует использование понятия «национальная гордость», которое Президент вводит в оборот в контексте обсуждения вопросов экономической слабости России и актуальности налоговой реформы.

Государство и гражданская нация. Позиция Путина – «сильное, эффективное государство и демократическое государство в состоянии защитить гражданские, политические, экономические свободы.., совместить частную инициативу с общенациональными задачами». И далее. «В России построен лишь каркас гражданского общества», которому еще предстоит стать «полноценным партнером государства». В этой связи Президент говорит о необходимости подготовки закона о партиях,  совершенствовании деятельности профсоюзного движения, обеспечения подлинной независимости средств массовой информации.

Цели и ценности нации. Убеждение Путина – «развитие общества немыслимо без согласия по общим целям». По Путину единство государство и нации скрепляют «патриотизм, культурные традиции, общая историческая память». Сплачивающие россиян ценности «позволяют называть нас единым народом». В этом смысле В.В. Путин сводит поиск национальной идеи к пониманию «в какую Россию мы верим и какой хотим мы эту Россию видеть».

Однако вернемся к основной части Послания, которая посвящена социально-экономическим вопросам, качественно новая постановка и реализация которых заявляется «точкой отсчета нового времени» «в правилах поведения в экономике». Вот ее основные положения.

Национализация теневой экономики. «Диктату теневой экономики и “серых” схем, разгулу коррупции и массовому оттоку капитала за рубеж во многом способствовало само государство». Для выведения доходов из тени ослабляется налоговое бремя – вводится единая ставка подоходного налога, снижаются размеры отчислений в социальные внебюджетные фонды.

Государство и национальная экономика. «Государство остается пассивным в создании единого экономического пространства, обязательном исполнении законов, защите прав собственности».

«Неэффективное государство является главной причиной длительного и глубокого экономического кризиса».

«Ключевая роль государства – это защита экономической свободы».

«Стратегически важные отрасли будут находиться под постоянным вниманием государства».

Федеративное государство и национальный рынок. Дефеодализация экономики. Обеспечение «единого экономического и правового пространства».

«Федеральная власть ответственна за единые условия хозяйствования в стране. Любые действия региональных властей, направленные на ограничение экономической свободы, следует пресекать как неконституционные».

Национальная политика в экономике и социальной сфере. Основные национальные задачи: обеспечение защиты прав собственности и равенства условий конкуренции; освобождение предпринимателей от административного гнета; снижение налогового бремени и кардинальное упрощение таможенной системы, унификация ставок тарифов; реалистичная социальная политика, призванная восстановить доверие народа к государству; обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы.

Сегодня, оглядываясь назад и оценивая масштабы достигнутого, можно без преувеличения сказать, что это первое Послание В.В. Путина Федеральному Собранию заложило начала новой политической истории России в XXI столетии – политики строительства нового суверенного, независимого и сильного государства.

 

Султыгов Абдул-Хаким Ахмедович – эксперт Комиссии по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, доктор политических наук, профессор, главный редактор журнала «Вестник Российской нации».