В проекте участвуют санкт-петербургский педуниверситет имени Герцена и якутский СВФУ им. М.К. Аммосова.
Институт народов Севера (ИНС) Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена – научно-образовательный центр коренных малочисленных народов Севера (КМНС, который готовит специалистов в области этнопедагогики, этнофилологии и этнокультурологии для регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока России.
Над проектом создания «Виртуального музея традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ», идея которого возникла в процессе обсуждения необходимости цифровизации языкового и культурного наследия коренных народов Арктики, кроме санкт-петербургского педуниверситета работает и якутский Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова.
Комбинированный проект решает сразу несколько задач – это и вовлечение студентов в научные и полевые работы, и решение насущной проблемы сохранения и поддержания культуры народов Севера, вовлекая в работу людей «на местах» – сотрудников учреждений культуры, жителей, школьников.
В процессе создания виртуального музея будет создан портал с трехмерными моделями. Для наполнения портала контентом планируется проведение экспедиций в краеведческие музеи, этноцентры, стойбища оленеводов, работа с носителями культуры.
В сентябре на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и Республики Саха (Якутия) состоялись экспедиции для сбора полевых материалов в местах компактного проживания ненцев и эвенков с привлечением специалистов местных музеев и этноцентров, знатоков культуры, исполнителей фольклорных произведений, мастеров народного художественного творчества, представителей оленеводческих общин.
В ходе экспедиции в поселках эвенков Томмот, Хатыстыр, Угоян, Иенгра Якутии с помощью технологий трехмерного моделирования были оцифрованы предметы быта, охотничьи принадлежности, орудия труда, средства передвижения, предметы религиозной деятельности (амулеты, шаманские атрибуты, семейные охранители), образцы декоративно-прикладного искусства (костюмы, украшения, резьба по дереву и кости), а также записаны образцы танцевально-музыкального фольклора, живой речи и ритуально-обрядовой деятельности коренных малочисленных народов. Ценным материалом стали рассказы представителей старшего поколения о технологиях выделки шкур, изготовления сухожильных нитей, сёдел, значении орнаментов, использовании орудий охотничьего промысла и др. Участники экспедиции побывали на стойбище оленеводов, где зафиксировали шаманское камлание.
Второй исследовательский отряд осуществлял в тот же период полевую работу среди ненцев Ямала. В маршрут вошли поселок Тазовский Тазовского района и село Самбург Пуровского района. В Тазовском участники экспедиции работали в местном краеведческом музее, посетили районный дом творчества, гостевой чум «Тату» и Музей вечной мерзлоты. В Самбурге общались с местными жителями и тундровиками, познакомились с деятельностью сельского Дома культуры, изучили коллекцию школьного краеведческого музея.
Полученные материалы после обработки будут размещены на страницах виртуального музея традиционной культуры народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Результаты проекта будут представлены в декабре в РГПУ им. А.И. Герцена.