Российский этносоциолог Леокадия Дробижева представила доклад, в котором сравнила опыт конструирования межнационального мира в ТАССР и современном Татарстане.
Как поменялось самочувствие татар и русских в Татарстане за последние 50 лет? Об этом в своём докладе рассказала руководитель Центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН Леокадия Дробижева на прошедшей недавно научной конференции «Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах России», который был подготовлен при поддержки и организации Институтом истории имени Марджани. Её доклад назывался «Межнациональное согласие в Татарстане: опыт советского прошлого и интересы настоящего».
Леокадия Дробижева поздравила собравшихся татарстанских ученых и коллег из других регионов России со 100-летим ТАССР. Она отметила, что первое этносоциологическое исследование в Татарстане было проведено ровно 50 лет тому назад, когда в республике отмечалось 50-летие образования ТАССР. В этом исследовании участвовали и сама Дробижева.
По её словам, конец 1960-х-70-е годы в Татарстане - это на самом деле переломный период, суть которого в том, что именно в этот период явственнее всего наметилась тенденция к социальному выравниванию между русскими и татарами республики. В тоже время по результатам исследований в Татарстане можно было судить и об общей картине в Советском Союзе, цифры у республики были вполне сопоставимыми.
- Например, городское население в стране составляло 57%. А в Татарстане 53%. Доля умственного труда в СССР - 27%, а в Татарстане - 19%. Рабочий класс в стране 48%, а в ТАССР - 45%, - перечислял спикер.
При этом, до проведения этносоциологического исследования в 1970 году представления о татарах и русских в республике сильно отличались.
- Когда только-только начиналась Республика Татарстан, ситуация была такая, что народы, контактирующие и живущие под одним небом, жили разными укладами. Русские в основном жили городской жизнью, а татары - сельской. Однако в переломный момент к 1970 году начались генеральные изменения, в социальной структуре татары всё больше становились городскими жителями. К этому времени 33% татар были городскими жителями. Тогда как у русских было 60% горожан. У татар активно формировалась интеллигенция, - рассказывает Дробижева.
Она напомнила, что в 1926 году соотношение по интеллигенции у русских и татар составляла 5:1. Однако к 1970 году доля интеллигенции у татар выросла в 7 раз.
- Но были проблемы, которые исследователями четко осознавались. Татары всё ещё отставали по научно-технической интеллигенции, почти более чем в 2 раза от русских. А вот по художественной интеллигенции татары проявили большую мобильность, - добавляет специалист.
Процесс усиления сходства социальной структуры у татар и русских отмечался и в управленческом аппарате республики: к 1970 году 57% русских и 44% татар. Выводы, к которым пришли этносоциологи в Татарстане, были в некотором смысле уникальными и шли в противоречие с мировыми гипотезами.
- По мировым стандартам принято считать, что когда социальная структура у контактирующих национальностей выравнивается, то это способствует благоприятным межнациональным отношениям. Но когда меняется эта структура - отношения между ними осложняются. А в Татарстане мы увидели, что структура менялась, а отношения оставались благоприятными. Так их оценивали 90% опрошенных татарстанцев, - говорит автор доклада.
Она напоминает, что тогда соцопросы проводились иначе, чем сейчас. Тогда русские опрашивали русских, а татары - татар. Так достигалась наибольшая вероятность искренности в ответах респондентов.
По словам Дробижевой, этносоциологи сделали тогда ряд выводов. Она выделила некоторые из них, которые до сих пор сохраняют актуальность.
К 2020 году социальная структура у татар и русских изменилась, соответствуя современным характеристикам, но практически по основным параметрам демонстрирует высокое сходство.
Например, по таким параметрам как «специалисты с высшим образованием», «руководители среднего и высшего звена», «руководители, замруководители предприятий и учреждений», «высококвалифицированные рабочие на механизмах, наладчики», «рабочие 3-4 разряда» доли среди татар и русских идентичны, цифры одних порядков.
На вопрос «Как складывается жизнь в целом?» ответы у татар и русских Татарстана аналогичны. Также совсем незначимо отличаются ответы татар и русских, когда они оценивают своё материальное положение.
У татар и русских общие интересы - достижение справедливости и равенства перед законом.
И тем не менее, этносоциологи и сейчас фиксируют отличия в интересах татар и русских. Например, проблему сохранения родного языка считают одной из главных 59% татар, в то время как для русских эта проблема актуальна среди 13%.
На большое количество инокультурных мигрантов жалуются 27% татар и 34% русских.
11% татар считают, что в республике национальность влияет на устройство на престижную работу, в то время как среди русских - 23%.
Русских (29%) больше, чем татар (21%) волнует проблема искажения положения в республике в СМИ.
18% татар уверены, что их культуры в Татарстане недостаточно поддерживают. В то время как среди русских так считают 9%.
- Татарстан является примером того, что проблемные ситуации регулируются на уровне элит и на уровне массового общественного мнения. Когда я раньше была в Казани и сейчас приезжаю в Татарстан, то мне люди говорят, что они прекрасно осознают ценность того, что тут народы живут в мире. Новая социальная структура взаимодействующих народов в политике проецируется в потребность реального федерализма. Разъяснять, что эффективность федерализма - это не только дискурс элиты, но он поддерживается массовым общественным мнением, наш долг и обязанность, - резюмировала Леокадия Дробижева.