2 097 просмотров

Четырехдневный «этнографический марафон» прошел в пяти университетах

Четырехдневный «этнографический марафон» прошел в пяти университетах

В мероприятиях приняли участие порядка 600 студентов. 14–17 мая в рамках проектов «Москва – столица многонациональной России» и «Москва – столица многонациональной России: экспедиция» в пяти университетах состоялись просветительские лекции и этнографические олимпиады.

Большой «этномарафон» стартовал 14 мая в Чечне (город Грозный). Участниками просветительского мероприятия стали студенты 1–3 курсов бакалавриата Института филологии, истории и права ЧГПУ, обучающиеся по направлениям «история и право», «история и обществознание», «русский язык и литература», «чеченский язык и литература». Помимо участия в этноолимпиаде, студенты прослушали просветительскую лекцию заместителя декана факультета, профессора кафедры культурологии ИСГО МПГУ, доктора исторических наук, главного редактора научно-информационного альманаха «Этнодиалоги», этнолога и художника Анны Шевцовой «Знаки и символы народной культуры». Слушатели узнали, что мотивы национального орнамента содержат в себе ключевые паттерны народной культуры, такие как хозяйственно-культурный тип, народный календарь, представления о прекрасном, мужском и женском и так далее. Наибольший отклик у слушателей вызвало обсуждение знаков и символов современной массовой культуры (в том числе спортивной символики футбольных клубов «Ахмад» и «Анжи»), а также – орнамента в современной моде. Вопросы этнографической олимпиады для ЧГПУ включали задания, связанные с культурой и традициями Северного Кавказа, в том числе Чеченской Республики.

15 мая «этномарафон» продолжился в Москве – для студентов бакалавриата Московского государственного строительного университета (МГСУ) различных направлений подготовки. Будущие градостроители, программисты, экономисты, управленцы прослушали просветительскую лекцию ведущего специалиста Факультета регионоведения и этнокультурного образования ИСГО МПГУ, эксперта Фонда сохранения этнокультурного наследия имени Миклухо-Маклая Юрия Юренко об экспедициях выдающегося российского этнографа и путешественника и исследованиях культуры народов Папуа-Новой Гвинеи в XIX–XXI веках. Слушатели узнали, как тяга бесстрашного исследователя к изучению иных культур способствовала спасению целой человеческой расы и как до сих пор успешная коммуникация открывает новые горизонты общественной дипломатии и способна буквально «перезапускать» межгосударственные отношения.

16 мая этнографические олимпиады и просветительские лекции прошли сразу в двух московских университетах. Утром к проекту присоединились студенты первого курса Московского университета науки и технологий «МИСИС». Около 170 обучающихся по различным специальностям («бизнес-информатика», «горное дело», «лингвистика») с большим интересом прослушали просветительскую лекцию доцента кафедры культурологии Института социально-гуманитарного образования МПГУ, кандидата исторических наук Анны Орловой «Современная российская культура: в поисках культурной самобытности». Слушатели узнали, как продолжается и развивается традиция в декоративно-прикладном искусстве, становясь вновь модной и актуальной, и почему современное общество снова презентует себя через образы народного творчества. Предложенные молодым людям 40 заданий этнографической олимпиады, как всегда, были непростыми, но интересными.

Днем 16 мая «этномарафон» продолжился в Московском государственном университете технологий и управления имени К.Г. Разумовского. Просветительскую лекцию «Русская пляска как выражение национального характера» прочла директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества, доцент кафедры ЮНЕСКО ИСГО МПГУ, кандидат филологических наук Марина Кривенькая. Лектор представила танец как коллективное творчество народа, в котором выражены его темперамент, характер и устремления, рассказала о ритуальном, практическом, эстетическом и, главное, духовном значении русского народного танца. Лекция сопровождалась видеофрагментами разных танцев: хоровода, перепляса, Камаринской. Слушателями лекции и участниками этнографической олимпиады стали студенты 1–2 курсов разных факультетов – юридического, биотехнологий и рыбного хозяйства, пищевых технологий и биоинженерии, социально-гуманитарных технологий. Самым сложным вопросом для ребят оказался вопрос на соотнесение названий четырех танцев и народов, у которых они наиболее популярны. Зато студенты с легкостью справились с заданием о таинственном шифре по мотивам рассказов Конан Дойля о Шерлоке Холмсе.

«Этнографический марафон» завершился 17 мая в Финансовом университете при Правительстве РФ – участниками мероприятия стали студенты первого курса бакалавриата Факультета «Высшая школа управления» ФУ. Руководство университета также выбрало для своих студентов лекцию Юрия Юренко об исследованиях и путешествиях выдающегося русского этнографа Н.Н. Миклухо-Маклая, которая пользуется неизменным успехом, особенно в технических вузах.

Всего в четырехдневном «этнографическом марафоне» приняли участие около 600 студентов разных направлений подготовки из пяти университетов.

Весенний этап проекта завершится 30 мая проведением этноквеста для участников и победителей из московских университетов. А итоги всего сезона-2024 будут подведены, как обычно, в начале ноября 2024 года.

Проект «Москва – столица многонациональной России» реализуется Центром содействия межнациональному образованию «Этносфера» при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы и научно-методическом сопровождении Московского педагогического государственного университета. Цель проекта – популяризация знаний о народах и культурах России, повышение этнографической грамотности, гармонизация межэтнического и межкультурного диалога, профилактика ксенофобии в среде студенческой молодежи.

Источник: https://www.mos.ru/news/item/138771073
Автор фотографии: https://www.mos.ru