В Новодвинске прошёл Северный межнациональный форум

В Новодвинске прошёл Северный межнациональный форум

В Новодвинске прошёл Северный межнациональный форум

На нём обсуждали этнобрендирование малой территории и её развитие. Главным героем дня был музей поморской варежки, отмечавший свой первый день рождения.

Атмосфера с самого начала сложилась очень тёплая. Гости удивлялись красоте экспонатов музея – тут и разнообразные вязаные чулки, и красивейшие со сложным узором шали, и главный экспонат музея – сами варежки.

Этнобренд «Новодвинск как колыбель поморской варежки» стал главной темой обсуждения на форуме. Этнобренд – это то, что выделяет национальные особенности, помогает сохранить традиции и рассказать о них на всю страну.

Создатели этнобренда делают акцент на том, что Новодвинск именно колыбель поморской варежки, а не её родина. Никто не отрицает того, что само орнаментальное вязание зародилось в Лешуконском, Мезенском, Пинежском и других районах Архангельской области. В Новодвинске поморская варежка лишь получила своё развитие, смогла стать этнобрендом и выйти в массы.

Созданию музея предшествовала долгая история. Руководитель народной студии орнаментального вязания «Нить Ариадны» Галина Челпанова ездила со школьниками по деревням Архангельской области. Они общались с мастерицами, старожилами и узнавали их техники вязания. Ездили и в Лешуконский район, и в Мезенский, и в Пинежский, были и на Кольском полуострове, где живут кольские поморы, и в Каргополе, и в деревне Луде.

— В то время была перестройка, – вспоминает Галина Челпанова, – денег нам не платили, но мы всегда находили деньги на поездки. Пять лет подряд мы выезжали на праздник народных мастеров России. Там встречались с мастерами, собирали материал, изучали, находили и сохраняли.

Музей – это всего лишь часть проекта «Новодвинск как колыбель поморской варежки». В планах развивать этот бренд дальше, сохраняя таким образом традиции и культуру Поморья и привлекая в Новодвинск туристов и просто заинтересованных людей.

Наверное, не всем сразу может быть понятно, зачем оно вообще надо. О том, как это может быть полезно для региона, рассказала Евгения Михалёва, директор Ресурсного центра в сфере национальных отношений, заместитель председателя Совета Ассамблеи народов России, член комиссии по вопросам сохранения и развития культурного и языкового многообразия народов России Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям. Или, как её ещё называют, крёстная мама поморской варежки. Именно она способствовала развитию этого этнобренда.

— Тема этнобрендирования важна тем, что даёт возможность привлечь дополнительные средства в регион за счёт привлечения дополнительного туристического потока и продажи брендированной продукции, – объясняет Евгения Михалёва. – Если люди поедут на это смотреть, то они обязательно себе сувенир ещё купят. Тем более брендированную продукцию можно продавать за пределами региона.

Вместе с этим развитие этнобренда может обеспечить дополнительные экономические возможности для привлечения не только этнотуристов, но и туристических потоков к знаковым местам, которые связаны с брендированием. Это ещё и возможность использовать средства, поступающие на развитие территории.

— Это будет и некий товарный знак, – рассказывает Евгения Михалёва. – Если бренд постепенно вместе с развитием станет узнаваемым и привлекательным, то люди будут стараться сюда заезжать, это будет их притягивать. Ну и наличие этнобренда в регионе всегда позволяет привозить разные делегации, экскурсии.

То есть место, где развивается этнобренд, может стать привлекательным для государственной власти и использования его органами власти, чтобы показать уже существующий успешный опыт.

Бренд «Новодвинск как колыбель поморской варежки» уже не первый год поддерживает департамент по внутренней политике областного правительства и готов продолжать сотрудничество, оказывая всевозможную помощь.

– Наша поддержка будет продолжаться, – рассказывает консультант отдела по национальной политике Вероника Шехонина. – Наша задача как органов власти – максимально заниматься распространением этой практики на федеральном уровне.

В октябре этого года проект стал победителем Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» в номинации «Укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне».

На развитие народных ремёсел и укрепление межнационального мира и согласия было выделено 75 миллионов рублей. Эти средства планируется потратить не только на развитие самого этнобренда, но и на создание ресурсного центра общественных организаций, чтобы люди, сохраняя культуру, традиции своего родного города, района, знали, как и откуда им можно взять поддержку для дальнейшего продвижения.

— Такие маленькие проекты в маленьких муниципальных образованиях проходят без внимания и погибают от отсутствия веры людей в собственные силы, – объясняет Евгения Михалёва, – К сожалению, иногда они загибаются просто на корню. Эта история успеха нам очень важна. Им очень важно сейчас идти правильно, и главное – их правильно вести по этому пути, чтобы отслеживать каждый этап и делать вовремя правильные подсказки людям.

Сейчас этнобренд «Новодвинск как колыбель поморской варежки» хотят развивать уже с точки зрения туризма. Как считает Евгения Михалёва, у этого этнобренда большое будущее, но для этого важно, чтобы и «Нить Ариадны», и органы государственной власти, и представители бизнеса действовали сообща, поддерживая друг друга.

— Когда история затягивается, она уходит, – объясняет «крёстная мама» поморской варежки. – Сейчас тот момент, когда оперативные, быстрые действия решают ситуацию, иначе придут другие люди, с другими идеями. Или никто не придёт и город Новодвинск останется Новодвинском без бренда и всех остальных историй.

Помимо этнобренда на форуме обсуждали сохранение и развитие традиционных ремёсел на территории Новодвинска, включение традиционной культуры в жизнь современного общества, организацию системной работы общественных объединений, городской администрации и экспертного сообщества, а также объединение усилий гражданского общества и органов власти для реализации национальной политики.

Источник: http://pravdasevera.ru/m#/culture/-7g6vxu1g
Автор фотографии: http://pravdasevera.ru