Cостоялось заседание Рабочей группы по вопросам реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года

Cостоялось заседание Рабочей группы по вопросам реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года

В Администрации  Президента РФ 4 декабря 2017 года состоялось  заседание Рабочей группы по вопросам реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ (под председательством академика РАН В. А. Тишкова), на котором Руководитель Проекта  профессор НИУ ВШЭ Паин Э. А. (Главный научный сотрудник ИГСУ РАНХиГС) представил  основные результаты завершившегося трёхлетнего (2015-2017) исследования, в рамках научного проекта по Соглашению № 15-18-00064 гранта Российского научного фонда: «Новые подходы и методы регулирования этнополитических (межэтнических и межконфессиональных) отношений на территории крупнейших городских агломераций России: междисциплинарный анализ проблем и совершенствование методологических основ национальной политики».

В рамках проведения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований по проекту РНФ, последовательно решались три взаимосвязанные научные задачи:

1) Анализ мирового и российского исторического опыта предотвращения, регулирования  и преодоления конфликтов в сфере национальных отношений и его применимости в современных российских условиях.

2) Совершенствование диагностики конфликтных ситуаций в этнополитической сфере городских агломераций.

3) Исследование городских агломераций как субъектов и объектов управления этнополитическими и этнокультурными процессами (на примере Москвы, Пермской, Ростовской, Уфимской агломераций).

Особое внимание участников проекта было уделено четырём крупным городам нашей страны (Москва, Ростов-на-Дону, Пермь, Уфа), анализируя национальный состав городского сообщества, проводя опросы и анкетирование как «старожильческого» населения, так и мигрантов. Крупнейшие города изучались как объект и субъект управления культурным разнообразием.

Также, коллективом было акцентировано внимание на Москве, которая является самым населенным городом Европы и России. Наша страна исторически сформировалась как многонациональное и поликонфессиональное государство, в то же время после распада Советского Союза Российская Федерация сталкивается с возрастанием миграционных потоков из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Проанализировав полученные данные, ученые считают возможным говорить о новом подходе – интеркультурализме, который предполагает достижение двуединой задачи – развитие и сохранение этнической культуры народов, проживающих в нашей стране и укрепление единства российской гражданской нации. В то же время не следует отказываться и от концепции мультикультурализма, которая подходит для многонационального государства, т.к.  базируется на положении о равенстве всех национальностей и культур. Однако следует уделить внимание разработке и внедрению эффективной методики адаптации и интеграции мигрантов, а также анализу динамики миграционных потоков в крупных городах за последние сто лет. Следует уделять больше внимания развитию социальной инфраструктуры в крупных городах, гражданской самоорганизации городского сообщества, развитию местного самоуправления. Москва будущего должна формироваться как город – носитель политики интеркультурализма, центр межнационального мира и дружбы народов.

Содокладчиками выступили Заведующий кафедрой национальных и федеративных отношений, профессор Михайлов В. А., доцент кафедры национальных и федеративных отношений Пистрякова С. А.  В обсуждении представленного Доклада выступили известные ученые, эксперты в сфере национальных отношений, в частности,   академик РАН профессор Тишков В. А.,  профессор Дробижева Л. М., профессор Мчедлова М. М.;  руководитель Департамента национальной политики Управления внутренней политики Администрации Президента РФ и другие.

В целом, подводя итог встречи, стоит отметить, что основные идеи работы были одобрены и признано целесообразным включение тематики городов и агломераций в ближайшие планы корректировки Стратегии национальной политики, а концепции УКР в более отдаленной перспективе, по мере подготовки  сознания управленцев к новой терминологии и новым идеям.