Абдул-Хаким Султыгов: Идея закона о Российской нации ставит вопрос о создании Совета национальностей.

Абдул-Хаким Султыгов: Идея закона о Российской нации ставит вопрос о создании Совета национальностей.

Как известно, на недавнем заседании президентского Совета по межнациональным отношениям В.В. Путин поручил разработать закон о российской нации.

Таким образом, понятие «российская нация», являющееся одним из трех основополагающих смыслов, наряду с равнозначными понятиями «Россия» и «Российская Федерация», будет закреплено законодательно. Как мы помним, понятие «российская нация» было впервые введено В.В. Путиным в нормативное правовое пространство в Стратегии государственной национальной политики, утвержденной Указом Президента 19 декабря 2012 года. Собственно этой Стратегией и была ограничена сфера применения понятия «российская нация». Достаточно сказать, что разработчики Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной 31 декабря 2015 года, ни разу не употребили понятие «российская нация».

Однако принципиальное решение проблемы, – и я думаю, к этому, собственно, и сводится суть президентского предложения, – предполагает принятие федерального конституционного закона, состоящего из одного пункта: «Наименования многонациональный народ Российской Федерации и Российская нация равнозначны».

При том понимании, что словосочетание «Российская нация» должно писаться с заглавной буквы. 

Сказанное не означает, а напротив актуализирует принятие специального федерального закона «Об управлении этническими отношениями в Российской Федерации». В развитие сказанного хотел бы сформулировать еще пять предложений.

Первое. В названном законе должна быть специальная статья о том, что российская нация – многонациональный народ Российской Федерации – «состоит из…» и далее, начиная с русского народа, в порядке убывания перечисляются все народы Российской Федерации. Так же как Конституция определяет субъектный состав Российской Федерации.

Второе. В законе должны быть также прописаны критерии и порядок определения этнической группы в качестве народа Российской Федерации. На сегодняшний день перечень народов Российской Федерации утверждается Постановлением федерального Правительства.

Таким образом, мы наконец-то получим определенный законом точный количественный этнический состав Российской нации. Это – принципиальный политический вопрос.

Третье. Как известно, Конституция определяет в качестве  одного из оснований федеративного устройства России равноправие и самоопределение народов. Очевидно, более полная реализация данного положения допускает решение вопроса о этнонациональном представительстве. Не говоря уже о том, что применительно к большей части российских народов вопрос о самоопределении решен в форме национально-культурной автономии.  

Мое предложение сводится к созданию в Общественной палате самостоятельного органа представительства национальностей – Совета национально-культурных автономий и национально-культурных общественных объединений – «Совета национальностей». Он должен состоять из представителей 193 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 г.) – по одному представителю от каждого народа в лице уполномоченных представителей национально-культурных автономий и национально-культурных общественных объединений федерального, регионального и муниципального уровней. Такой подход в полной мере вытекает из конституционного принципа равноправия народов. Учитывая, что численность соответствующих общественных объединений превышает количество народов, составляющих Российскую нацию, закон должен предложить адекватный порядок формирования Совета национальностей.

Причем речь не идет об увеличении расходов на содержание Общественной палаты, ибо в этом случае данный законопроект не получит положительное заключение федерального Правительства. Предлагается, что Пленарное заседание Совета национальностей будет созываться один раз в год и приурочиваться к празднованию Дня народного единства, который можно было бы называть и Днем единства многонародной российской нации. Тогда как Президиум Совета национальностей будет работать на постоянной основе в рамках численности, преобразованной Комиссии Общественной палаты по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений.

Также предполагается повышение статуса Президиума Совета национальностей введением Указом Президента нормы, согласно которой члены данного органа автоматически включаются в состав президентского Совета по межнациональным отношениям.

Попутно замечу, что одним из  важнейших документов государственного стратегического планирования – Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года – предусмотрено участие: «Общественной палаты Российской Федерации и региональных общественных палат в подготовке управленческих решений в сфере государственной национальной политики Российской Федерации»; представителей Общественной палаты в рассмотрении проблем реализации государственной национальной политики РФ на заседаниях Совета Безопасности и Государственного совета Российской Федерации.

В этом смысле Совет национальностей стал бы авторитетным общероссийским институтом общественного контроля за ходом реализации Стратегии государственной национальной политики, подготовки предложений по уточнению приоритетных направлений и выработки рекомендаций по ее корректировке, а также мониторинга федерального и регионального законодательства в сфере этнических отношений.

Так, на Пленарном заседании Совета национальностей  выносился бы на обсуждение ежегодный доклад Руководителя Федерального агентства по делам национальностей «О ходе реализации государственной политики в сфере этнических отношений».

На мой взгляд, движение в этом направлении предполагает повышение до министерского статуса Федерального агентства по делам национальностей.

Четвертое. Несколько слов еще об одном немаловажном вопросе. Как известно, гражданская нация, прежде всего, проявляется в политическом представительстве. Наша Конституция определяет органами политического представительства Российской нации две палаты национального Федерального Собрания – Парламента, как представительного и законодательного органа Российской Федерации. Совет Федерации – верхняя палата, является, в соответствии с Конституцией, органом представительства интересов субъектов Федерации и опосредовано – региональных частей Российской нации. Государственная Дума, в соответствии с федеральным законом, является палатой непосредственного политического представительства Российской нации в лице политических партий.

Однако Российская нация не сводится только к данному количеству субъектов Федерации и политических партий. Между тем большая часть общественных объединений и иных некоммерческих организаций, составляющих структуру Российской гражданской нации, по сути, представлена в Общественной палате Российской Федерации. Причем нужно отметить, что Общественная палата, особенно за несколько лет, завоевала авторитет влиятельного, по сути, государственного органа и прочно заняла пустовавшую нишу в нашей общественно-политической системе.

В данном контексте само собой напрашивается вопрос о переименовании Общественной палаты в Палату общественных представителей Российской нации. Такое решение в том числе решило бы и вопрос институционализации политического смысла «Российская нация».

Пятое. На упомянутом заседании президентского совета по межнациональным отношениям В.В. Путиным была поставлена задача выбора года, который можно было бы объявить Годом единства Российской нации. Как подчеркнул Президент, «Это могло бы быть очень большим знаковым, консолидирующим событием, которое коснулось бы практически каждого этноса, каждого народа, который проживает в России».

Убежден, что независимо от намеченного по годам календаря общенациональных мероприятий, таким годом должен стать 1918 год. Как известно, при всей важности так называемых Февральской революции и октябрьского переворота 1917 года, эти события проходили под знаком созыва Учредительного собрания. Все решения Советского правительства выходили с пометкой «впредь до созыва Учредительного собрания». Национального Собрания, которое было призвано решить вопросы республиканского государственно-политического устройства новой России. Именно в 1918 году Российская нация, избравшая своих представителей в Учредительное собрание, была ввергнута экстремистскими и безответственными политическими силами в бездну Гражданской войны.

Именно к этой «нации Учредительного собрания» исторически и восходит современная Российская нация. В этом смысле, именно 2018 год, отделяющий нас столетием от этой величайшей катастрофы Российской нации, должен быть объявлен Годом единства Российской нации.

 

Абдул-Хаким Султыгов – член Комиссии по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики президентского Совета по межнациональным отношениям, доктор политических наук, главный редактор журнала «Вестник Российской нации».