Как на Ставрополье работает система противодействия этническому и религиозному экстремизму

Как на Ставрополье работает система противодействия этническому и религиозному экстремизму

Об основных ее направлениях, системе противодействия этническому и религиозному экстремизму рассказывает председатель комитета правительства СК по делам национальностей и казачеству Александр Писаренко.

– При отмечающемся росте полиэтничности Ставрополье остается краем с преимущественно русским населением. Русская ментальность, культура и язык определяют основные социокультурные характеристики региона, – отмечает Александр Васильевич. – По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, наряду с русскими, которые составляют 80,9 процента всего населения, в крае проживают представители более ста национальностей. Безусловно, на состояние межнациональных и этноконфессиональных отношений на Ставрополье существенное влияние оказывают миграционные процессы, в результате которых меняется этническая структура населения, прежде всего на востоке края. Обозначилась тенденция формирования территорий компактного проживания этнических групп, в результате образуются отдельные моноэтничные сельские поселения и городские кварталы. Самоорганизация этносов приводит к формированию этнической элиты, заявляющей о себе в общественно-политической жизни края. На этом фоне, надо признать, растет конкуренция между этническими группами в сфере собственности, бизнеса, предпринимательства. Нельзя сбрасывать со счетов и объединение молодежи и студенчества по этническому принципу.

– Александр Васильевич, что способно противостоять имеющимся угрозам межнациональному миру в регионе?

– Национально-культурные общественные объединения (всего в крае их зарегистрировано в настоящее время 96) – это те организации, которые помогают власти работать в сфере гармонизации межнациональных отношений. Учитывая, что все большее значение приобретает воздействие массмедиа на формирование общественного мнения, власть работает над тем, чтобы не допустить через современные телекоммуникационные сети распространения и пропаганды идей этнического и религиозного экстремизма. Институализация казачества как социальной силы, которая традиционно является опорой российской государственности на Северном Кавказе, конструктивный диалог между религиозными объединениями – каноническими подразделениями Русской православной церкви (Московский патриархат) и Централизованной религиозной организацией «Духовное управление мусульман Ставропольского края», другими религиозными объединениями – это те факторы, которые помогают строить мир на Кавказе. Создана структура общественно-консультационных органов. В городах и районах края созданы этнические советы, в сельских населенных пунктах – советы мира и дружбы. Все наиболее важные вопросы выносятся на заседания совета по вопросам межэтнических отношений при губернаторе, который действует с 2005 года.

– Действует целая система, чтобы на Ставрополье были мир и дружба. Тем не менее происходят же события, которые многими оцениваются как межнациональные конфликты. Скажем, в Курском районе было противостояние между двумя этническими группами в поселке Мирном. Слава Богу, все закончилось без выстрелов. Однако ситуация там была накаленной и взрывоопасной на тот момент. Есть и другие примеры. И вместе с тем, по информации вашего комитета, ни в прошлом, ни в позапрошлом году не зарегистрировано ни одного межнационального конфликта. Александр Васильевич, поясните.

– Существует научное определение, что считать межнациональным конфликтом. Это столкновение социальных, политических, культурных интересов двух или нескольких этнических обществ, принимающее форму межэтнического гражданского вооруженного противостояния, участники которого идентифицируют себя прежде всего со своей национальной принадлежностью. Не надо путать межэтнический конфликт с конфликтом на бытовой почве, передела собственности, несовпадающих экономических интересов. Чтобы не допустить перерастания бытовых конфликтов в межнациональные столкновения, и выработана на уровне государства и регионов многоуровневая, многоплановая система гармонизации межнациональных отношений, о которой я сказал выше. Кроме того ведется постоянный мониторинг состояния дел в этой сфере. Уже отработана система оперативного реагирования на бытовые ситуации, имеющие тенденцию перерастания в противостояние между представителями разных национальностей. В этой работе участвуют органы местного самоуправления, правоохранители, представители диаспор.

– Как вы оцениваете нормативную базу, которая призвана помогать в строительстве гармоничных межнациональных отношений?

– Неслучайно в своем Послании Федеральному Собранию Президент РФ Владимир Путин обозначил среди актуальных задач противодействие любым проявлениям экстремизма и ксенофобии. Подробнее задачи власти обозначены Указом Президента «Об обеспечении межнационального согласия» и Стратегией государственной национальной политики РФ на период до 2025 года. Что касается региональной составляющей, то на Ставрополье, по моей оценке, имеется достаточная правовая база для профилактики экстремизма в сфере межэтнических отношений. В частности, Законом «О государственной поддержке социально ориентированных организаций в Ставропольском крае» предусмотрено, что НКО вправе рассчитывать на господдержку, если их деятельность направлена на укрепление межнациональных отношений. А в 2015 году в него внесены изменения, которыми предусмотрены преференции для организаций, которые занимаются социально-культурной адаптацией и интеграцией мигрантов. Помогает мирить «горячие головы» соглашение между Ставропольским краем и Ингушетией по реализации задач государственной национальной политики. В феврале в Пятигорске произошел конфликт с участием местных жителей и студентов из Ингушетии. Благодаря оперативной реакции властей и национально-культурных объединений серьезных последствий удалось избежать.

В 2015 году году принят Закон «О миссионерской деятельности на территории Ставропольского края», необходимость которого была вызвана активизацией в крае иностранных миссионеров, маскирующих свою противоправную деятельность под распространение религиозных взглядов. Благодаря совместным усилиям с комитетом по безопасности, межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству Думы СК удалось при утверждении краевого бюджета на 2016 год удвоить финансирование мероприятий по информационному противодействию пропаганде терроризма и экстремизма.

– На Ставрополье реализуется Стратегия развития государственной политики РФ в отношении казачества до 2020 года. Это, безусловно, обозначает только одно, что возлагаются большие надежды на эффективное участие этого сословия в строительстве мирного дома на Ставрополье и Северном Кавказе в целом.

– Государственная политика в отношении казачества прописана прежде всего краевыми законами «О казачестве в Старопольском крае», «О привлечении членов казачьих обществ к государственной и иной службе в Ставропольском крае» и рядом других нормативных актов. Названный вами документ содержит мероприятия, которые способны усилить его значимость и роль в регионе. Средства на их реализацию выделяются краевым бюджетом. Плюс поступления из федеральной казны.

Деньги тратятся главным образом на субсидии казачьим обществам, проведение социально значимых мероприятий, обеспечение деятельности окружной казачьей дружины, участвующей совместно с нарядами патрульно-постовой службы полиции в охране общественного порядка. На ее счету по итогам 2015 года 65 раскрытых преступлений, задержание 11 лиц, находящихся в розыске, выявление 5964 административных правонарушений. Казаки несут службу по охране стратегически важных объектов, участвуют в сохранении зеленых насаждений, животного мира. Причем многие это делают не на платной основе. По данным Министерства обороны РФ, казачьи организации края традиционно являются лидерами по призыву в ряды Вооруженных сил. Казаками Ставропольского края комплектуются 247-й десантно-штурмовой полк (г. Ставрополь), 205-я казачья отдельная мотострелковая бригада (г. Буденновск) и части погранвойск Федеральной службы безопасности России. Это неслучайно. Казачьи общества уделяют большое внимание военно-патриотическому воспитанию молодежи, развитию духовно-нравственных основ, традиционного образа жизни, форм хозяйствования и самобытной культуры, казачьего кадетского образования.

Еще одним шагом на пути возрождения казачества стала его экономическая деятельность. Казачьим обществам выделены земли, доходы с которых идут на обеспечение их уставной деятельности. В городах края отдельные казачьи общества имеют в своем распоряжении рынки, автостоянки, занимаются другими формами предпринимательской деятельности. Создано 220 фермерских хозяйств без образования юридического лица, представляющих собой объединение казаков, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии. Приняты поправки в действующее краевое законодательство, которые предусматривают возможность предоставления земельных участков казачьим обществам, внесенным в государственный реестр, без торгов.

– Мне известно, что в 2015 году ученые СКФУ провели мониторинг состояния межнациональных и этноконфессиональных отношений на Ставрополье. И пока это самые свежие данные. Каковы его результаты?

– В рейтинге актуальных проблем, которые волнуют жителей края, межнациональные проблемы находятся на 13-м месте из 16 возможных (в 2014 г. – на 6-м, в 2013 г. – на 4-м, в 2012 г. – на 11-м). Большинство опрошенных (57,7 процента) оценивают межнациональные отношения как нормальные (в 2014 г. этот показатель составлял 38,9 процента, в 2013 г. – 13,5 процента, в 2012 г. – 17,7 процента). По итогам мониторинга экспертами сделан вывод об улучшении ситуации в межнациональных и межконфессиональных отношениях в крае. Однако, по их признанию, эти успехи имеют неустойчивый и обратимый характер. Сохраняются неблагоприятные факторы, способные отрицательно повлиять на ситуацию. В первую очередь это нарастающие экономические проблемы, «миграционный шок» в Европе, «живописание» которого в СМИ может усилить антимигрантские настроения. Ситуация в Сирии, борьба с ИГИЛ – организацией, запрещенной в России, – создают риски усиления антиисламских настроений.

– И события 11 апреля в селе Новоселицком напоминают о необходимости быть бдительнее и предусмотрительнее. Террористы, напавшие на РОВД, имели, как выясняется, отношение к ИГИЛ.

– Эксперты неслучайно отмечали в своем исследовании, что в полиэтничном регионе риски проявления ксенофобии наиболее сильны. В частности, они допускают возможность использования этноконфессиональной карты и в условиях приближающейся избирательной кампании. Поэтому работа по укреплению межнационального мира должна только нарастать.

Гармонизация межнациональных отношений, укрепление единства народов России, проживающих в Ставропольском крае, противодействие радикализму и экстремизму всех мастей были и остаются первостепенной задачей органов власти всех уровней.

Источник